АД, в народных представлениях часть того света, где пребывают грешники, испытывающие муки за свои земные грехи.
Книжные (церковные) представления об аде смешивались с народными либо сосуществовали с ними, находясь нередко в противоречивом отношении даже в одних и тех же традициях. Православная книжная и народная традиция противопоставляла ад раю. Наиболее архаичными верованиями можно считать те, по которым ад и рай территориально не расчленены, так что обитатели "того света" мучаются или блаженствуют по соседству. Такие представления отмечены, напр., в полесских обмираниях, т.е. в рассказах о "посещениях того света". Ад и рай воображаются то на небе, то на острове, то за морем, подобно ирею. В русской народной духовной поэзии ад и рай разделяет огненная река.
Редкие примеры размещения ада на земле отмечены у гуцулов, помещающих ад на острове посреди моря, и у белорусов (гроднен.), полагающих, что ад расположен на краю света в виде огромной горы, посреди которой горит огонь и кипят котлы с грешниками.
Синоним ада - преисподняя - отражает представления об аде, находящемся под землей, совпадающие или восходящие к ветхозаветному представлению об аде как о "рве преисподнем", "царстве мрака" (Псалтырь), "стране тьмы и сени смертной", где сам свет подобен темной ночи (Книга Иова).
Сам ад мыслится как место обитания бесовской силы, место вечно пылающего огня (ср. церковно-славянская "геенна огненная"). Отсюда название ада - смола (восточное Полесье). Это название соотносится с древнеславянским представлением об аде как "пекле".
В Белоруссии было распространено верование, что ад - пекло, находится под землей в болоте, что сама земля натянута, как кожа или шкура, над водой, а в этой воде на самом дне помещен ад, наполненный грешниками и чертями. Ими управляет самый старый черт Анцыпар, Ничыпар, постоянно живущий в аде "на 12 цепях, за 12 дверями". Подобные представления об аде известны в сказках и быличках. Небольшие, но глубокие ямы на лугу и болоте белорусы зовут "чертовыми окнами" - это вход в ад. Он может мыслиться и как пропасть, овраг, пещера, колодец и быть входом на тот свет вообще. Для книжной апокрифической традиции характерны представления о "вратах адовых", охраняемых стражниками-чертями, львом (западнославянское), собакой (южнорусское), змеей (рус. старообрядческое).
Путь души на "том свете" проходит через мост в виде тонкого волоса, бревна, настила и т.п. (часто его ширина зависит от греховности души), пролетающего над адом, - пропастью, кипящей смолой и т.п. Грешные души срываются и падают в ад, а праведные проходят в рай. Мотив моста-волоса хорошо известен южным и, отчасти, восточным славянам. На Витебщине хозяйка бросала в печь 3 полена дров для того, чтобы они ей потом послужили кладками при переходе в рай через адскую реку.
Ад - место вечных мук. Грешники мучаются вечно в огне, смоле, реже в воде, их бьют раскаленными прутьями, их пожирают змеи, черви, их подвешивают на крюке за ребро, за язык, они лижут раскаленную сковороду, страдают от жажды, голода, от капающей на голову раскаленной серы. Русские считали, что муки в аду могут прекращаться на Благовещение и с Пасхи до Вознесения. После Страшного суда адским мукам будут подвергнуты и бесы, а некоторые грешники будут от них освобождены. См. также: Рай и ад.
Лит.: Афанасьев А.Н. Заметки о загробной жизни по славянским преданиям / / Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. М., 1861. Кн. 3;
Бессонов П.А. Калики перехожие. Сборник стихов и исследований. М., 1861. Вып. 1;
Генерозов Я. Русские народные представления о загробной жизни на основании заплачек, причитаний, духовных стихов и т.п. Саратов, 1883;
Елеонская Е.Н. Представление "того света" в русской народной сказке / / Этнографическое обозрение. 1913. № 3–4;
Соболев А.Н. Загробный мир по древнерусским представлениям. Сергиев Посад, 1913.
Н. Толстой