Стараниями князя в Софийском соборе Киева быда устроена первая на Руси библиотека. В летописи об этом собрании книг упоминается всего один раз, в 1037 году.
"Ярослав же сей... любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам..." Вот и все, что говорит летописец. До сих пор не найдено ни одной книги из этой коллекции, но ученые-энтузиасты не теряют надежды.
В средневековой России сложились крайне неблагоприятные условия для сохранения накопленных книжных богатств. Эксперты считают, что до наших дней дошли лишь доли процента общего числа книг Древней Руси. Они гибли во время пожаров и стихийных бедствий, воин да и просто со временем приходили в негодность. Удивляться надо тому, что хотя бы малая часть книг, созданных в XI веке, дошла до наших дней. Еще недавно самой древней книгой считали Остромирово Евангелие, написанное в 1056-1057 годах. В 2000 году археологи обнаружили более раннюю книгу, первой четверти XI века, которую назвали Новгородский кодекс. Как видим, обе книги новгородские.
Ученые до сих пор не теряют надежды найти легендарную библиотеку Ярослава или хотя бы ее часть. Известно, что при нашествии врагов ценные вещи прятали в подземельях. Такие тайные ходы были как под Софийским собором, так и под Печерским монастырем. Специалисты предполагают, что книги могли спрятать под собором или передать для хранения в монастырь, и тогда они бы сохранились как часть монастырской библиотеки. О ней еще в 1653 году упоминает архидиакон П. Алеппский. Он пишет о бесчисленном количестве дорогих книг, в том числе пергаментных грамот, которым не менее 500 лет. Но в 1718 году сильнейший пожар уничтожил библиотеку, если только часть книг не оставалась в тайнике, в подземелье.
Специалисты считают это вполне вероятным и, когда предоставляется возможность, продолжают поиски в подземельях и собора, и монастыря, ведь катакомбы тянутся на километры.
Рукописные книги в Древней Руси состояли из скрепленных между собою тетрадок, вложенных в переплет. Материалом страниц служил пергамент - особым образом обработанная кожа животных, преимущественно телят. До XIII века его привозили из Греции, а затем научились делать и в нашей стране. Бумагу стали использовать лишь с XV века. Писали чернилами и гусиными перьями. Практически все древнерусские рукописи украшены орнаментами, а многие и иллюстрациями - миниатюрами. Заглавия (особый вид орнамента, предваряющий книгу, главу или статью книги) и начальные буквы писали киноварью - ярко-красной краской, иногда обводили золотом, а в самых дорогих книгах заглавия и буквицы были полностью золотыми.
Над книгами большого объема нередко работало несколько человек, что приводило к неоднородности и шрифта, и миниатюр. Чтобы изготовить несколько экземпляров книги, надо было ее переписать и перерисовать вручную. Одинаковых книг тогда не было.
Конечно, рукописные книги не могли быть широко доступны. Пергамент во все времена был дорог, работа писцов, тративших по нескольку месяцев, а то и лет, на одну книгу, стоила тоже недешево, а о работе изографа и дорогих красках (например, золотой) и говорить не стоит. Оклады рукописных книг украшали золотом и серебром, обильно осыпали драгоценными каменьями: алмазами, изумрудами, топазами и жемчугом. Почти все ранние рукописи создавались на средства богатых князей.
Какие книги входили в библиотеку Ярослава? Скорее всего, переведенные с греческого произведения, которые стали популярны в Древней Руси и сохранились в более поздних списках. Для образованных, книжных, людей представляли интерес "Хроники" Георгия Амартола, Иоанна Малалы и Георгия Синкелла. Это фундаментальные исторические сочинения, излагающие события всемирной истории с сотворения мира. Георгий Амартол доводит их до середины X века, Иоанн Малала - до середины VI, Георгий Синкелла - до начала IV века. Сведения о некоторых монархах довольно подробны, о других предельно кратки, но цельность династического ряда всегда соблюдается, как некий непреложный принцип мировоззрения. Эти перечни чередуются с историческими сведениями, рассказами о судьбах исторических деятелей, знамениях.
"Александрия". Весьма популярным был на Руси роман "Александрия". Описание жизни реального прославленного полководца превращается в приключенческий, а порой и фантастический роман. Так, Александр, вопреки действительности, объявляется сыном бывшего египетского царя и чародея Нектонава, а не сыном македонского царя Филиппа. Александру приписываются походы, завоевания и путешествия, о которых сегодня мы не знаем из исторических источников. В том числе он попадает в места, где царит вечная ночь, где живут великаны ростом в 12 м, шестиногие, толстые и косматые звери, блохи размером с жабу и т.д. Главный герой постоянно оказывается в сложных и опасных ситуациях, из которых выходит живым и невредимым, благодаря своей хитрости, сообразительности и ловкости. "Александрия" впоследствии стала составной частью древнерусских хронографов, причем от одного списка к другому в ней усиливалась приключенческая составляющая.
"Христианская топография". Это название труда некоего византийского купца Козьмы Индикоплова, который получил прозвище за то, что якобы плавал в Индию. Жил он в VI веке и оставил одно из первых христианских описаний мира. Это оригинальное произведение не укладывается в обычные рамки византийской литературы. В сочинение включены записки путешественника, описания растений и животных, рассуждения о Вселенной, форме Земли и анализ философско-религиозных вопросов. В частности, автор отвергает "языческие" представления о сферичности Земли и утверждает, что она плоская. "Христианская топография" была, очевидно, популярна благодаря увлекательности описаний и иллюстрациям. Это были изображения апостолов, святителей, голгофского креста, Ноева ковчега, а также стран света, Земли, восхода и захода солнца, редких растений и животных и т.п.
Апокрифы - произведения, не вошедшие в библейский канон, признанный церковью. Они описывают те же события, что и Священное Писание, но со своими деталями, подробностями, а иногда и другими трактовками. Эти истории о библейских персонажах, описания рая и ада, рассуждения о борьбе добра и зла, о судьбе человечества изобиловали бытовыми подробностями о жизни Христа, апостолов, пророков, о чудесах и фантастических видениях, очевидно, были не менее захватывающи, чем в XX веке приключенческие романы или фантастика. Поскольку у церкви не было единства во взглядах на то, с какими апокрифами надо бороться, а какие допустимы, эти произведения продолжали переписывать в течение всей многовековой истории древнерусской литературы.