Бриг «Екатерина» с вестями от И.А. Кускова прибыл из Якутата на Кадьяк 5 сентября 1802 г. Сознавая, что произошедшая катастрофа может пагубно отразиться на репутации и престиже компании, а также подорвать дух ее служащих, их уверенность в своих силах, А.А. Баранов даже обратился к ним со специальным воззванием. Не имея возможности немедленно ответить ударом на удар, правитель колоний вынужден был занять выжидательную позицию и заняться сбором сил. С течением времени силы и возможности Баранова несколько возросли. Главное правление РАК подчинило ему Уналашку и прочие свои американские владения, до сих пор управлявшиеся самостоятельными конторами, и возвело в звание главного правителя колоний. Он сумел преодолеть и недовольство промышленных, вызванное новой системой заключения контрактов, которая лишала их многих выгод и усиливала их зависимость от компании. Из Охотска и с Уналашки к нему прибыло пополнение - более 120 человек. Активно запасалось оружие. На одном из американских судов среди прочих товаров было куплено и две пушки.
Действия «Невы» в Ситкинском заливе
Оправиться от последствий пережитой катастрофы компания смогла лишь к 1804 г., когда в колонии прибыл шлюп «Нева» под командованием Ю.Ф. Лисянского. В мае 1804 г., собрав мощное ополчение, А.А. Баранов выступил из Якутата в поход на Ситку.
2 апреля 1804 г. с Кадьяка выступила партия в триста байдарок во главе с Т.С. Демяненковым. Через два дня за ней последовал и сам Баранов на шебеке «Ольга» в сопровождении судов «Екатерина» и «Александр Невский». 25 мая он прибыл в Якутат, где его ожидал И.А. Кусков с новопостроенными «Ермаком» и «Ростиславом». По пути партия, вероятно, увеличилась за счет присоединившихся пугачей. Отправив первые два судна прямо на Ситку, а «Ростислав» выделив для прикрытия промысла, Баранов покинул Якутат на «Ермаке» 25 августа и на следующий день присоединился к партии в Ледяном проливе (пр. Кросс).
К Ситке А.А. Баранов двигался окружным путем. Вначале он хотел обезопасить свой тыл перед решающей схваткой, а заодно устрашить союзные «бунтовщикам» тлинкитские куаны. Первыми капитулировали ближайшие к Якутату северные куаны Аку (Акой, Драй-Бей) и Хуна. Не дожидаясь прихода русских, они выслали к Баранову парламентеров. Особенно радел о мире дальновидный Джиснийя (Честныга). Помимо политических соображений, у него были для того и личные побуждения: сын вождя находился в русском плену. Флотилия вошла в сердце страны тлинкитов и практически беспрепятственно двинулась по проливам на юг. К.Т. Хлебников позднее писал, что «на пути до Бобровой бухты прошли колошенские селения: Какнаут, Коуконтан, Акку, Таку, Цултана, Стахин, Кек и Кую. Партия алеутов свободно промышляла бобров и набила всех сортов до 1 500. Жители в селении, завидя русских, везде разбегались от страха, но сии селения проходили мимо, исключая двух последних, жителями коих была истреблена партия Урбанова, и потому в наказание за то [были] сожжены все их строения».
Сам А.А. Баранов позднее писал об этом походе: «В последних [числах] июля пустились в Ледяные проливы, где бедствовали и блиски были к погибели, но промыслом Всевышняго спасены, с августа начали разъезды по далнейшим проливам даже до устья Бобровой продолжали, частию производили промысловыя деятельности, а большою искали неприятелей, изгубивших в 1802-м году [нашу] партию, но те укрывались; однако ж дали почювствовать [им] чрез истребление их укреплений и жителств огнем и раскасовкою заготовленных кормов». Но главной целью похода оставалась Ситка.
Между тем 13 июля 1804 г. шлюп «Нева» под командованием капитан-лейтенанта Ю.Ф. Лисянского вошел в гавань Св. Павла на Кадьяке, где моряков ожидало письмо А.А. Баранова. Главный правитель просил помощи в организованном им походе против индейцев. Капитан не мог отказать ему в этом, и 15 августа «Нева» возобновила плавание, направившись на Ситку.
Ситкинский залив. Карта, составленная Ю.Ф. Лисянским
«Нева» вошла в Ситкинский залив 19 августа 1804 г., обогнув мыс Эджкомб, и стала на якорь в устье Крестовской гавани. Здесь на борт «Невы» поднялся штурман В.П. Петров, командир «Александра Невского». Он сообщил, что уже десять дней он со своим судном и бригом «Екатерина» стоит у берегов Ситки. От него же стало известно и то, что тлинкиты готовятся оказать сопротивление русским.
Кроме «Невы» и компанейских судов, в заливе находился еще и американский бриг «О’Кейн» - «первоклассное судно тех дней» водоизмещением 280 тонн, собственность нью-йоркских купцов А. Виншипа, Б. Хоумера, Дж. Виншипа-мл. и пр. Оно покинуло Бостон в январе 1803 г., и это было его первое плавание. На борту брига, помимо капитана Джозефа О’Кейна, находился и один из судовладельцев - Джонатан Виншип-мл. Американский капитан навестил Ю.Ф. Лисянского и заявил ему, что прибыл сюда, полагая, будто индейцы производят здесь с русскими большой торг. Тлинкиты же, обнаружив у своих берегов «О’Кейна», попытались и с ним завязать торговые отношения ради пополнения своих арсеналов. 26 августа к американскому бригу приблизилось каноэ, в котором находились «молодой человек и два взрослых мальчика».
Пока индейцы вели переговоры, на «Неву» с «Александра Невского» прибыл кадьякец, бежавший недавно из ситкинского плена. Он сообщил, что юноша в каноэ напоминает ему сына вождя Катлиана - предводителя враждебных тлинкитов. Лисянский тотчас велел изготовить вооруженный ял и, едва индейцы отошли от «О’Кейна», послал своих матросов в погоню за ними. Однако настичь этих юных храбрецов так и не удалось: «Трое молодых помянутых людей гребли с таким проворством, что наш ял никак не мог их догнать: они не токмо не оробели от погони, но еще с великою неустрашимостью ответствовали на ружейную пальбу, производимую по них с нашего яла». Мелкие стычки с тлинкитами продолжались и в последующие дни, а 8 сентября «О’Кейн» покинул негостеприимную Ситкинскую бухту.
Наконец, 19 сентября в пять часов пополудни было замечено приближающееся компанейское судно «Ермак», на котором и прибыл на Ситку главный правитель колоний, а 23 сентября прибыл и передовой отряд промысловой партии - 60 байдарок, где среди туземцев находилось и 20 русских промышленных во главе с И.А. Кусковым. Партовщики продолжали прибывать и в последующие дни. Уже 24 сентября берег Крестовской гавани на протяжении 150 сажен был занят высаживающимися кадьякцами. Для прикрытия их высадки на случай возможного внезапного налета тлинкитов был выслан баркас, вооруженный четырьмя фальконетами.