С переломным моментом битвы связана история о вылазке вождя Катлиана, нашедшая яркое отражение в индейских преданиях. Согласно этим легендам, облачившись в боевую Шапку Ворона и вооружившись кузнечным молотом, вождь киксади вошел в реку по самую голову, так что над водой виднелся лишь шлем в виде вороньей головы с огромным клювом, и, шагая по дну неглубокой Колошенки, двинулся к ее устью. На нем не было ничего, кроме набедренной повязки, шлема и ремня на шее, удерживающего молот. Вынырнув из-под воды, он внезапно обрушился на врага сзади. Он действовал в одиночку и снискал великую славу. Среди трофеев, доставшихся индейцам, были сюртук и золотая цепочка. По мнению киксади, до настоящего времени хранящих эти реликвии, они принадлежали самому Баранову.
Молот вождя Катлиана - родовая реликвия клана киксади. Экспозиция музея Ситкинского национального исторического парка
По другой версии легенды, Катлиан в разгар штурма вывел отряд отборных воинов через задние ворота крепости к Индиен-Ривер; там они сплавились вниз к ее устью, уцепившись за древесные стволы, дрейфующие по течению, и нанесли Баранову удар с тыла. Скорее всего, Катлиан действительно действовал не в одиночку, и, возможно, именно этот маневр индейского вождя и породил панику среди ополченцев РАК. В сумерках они могли принять появившихся за их спинами воинов за крупные силы неприятеля. Об этом говорит и предание, известное со слов Роберта Мартина: «Они [воины-киксади] увидели людей в мундирах, которых мы тогда посчитали шестью мичманами, и старика, который выглядел, словно их слуга. Юноши того клана [киксади], как то было обычно среди нашего народа, тренировались плавать по реке под водой с тростниковыми трубочками для дыхания. Они подобрались сзади к этим мичманам, внезапно выпрыгнули и убили их. Они погнались за стариком по берегу к лодке, думая, что всего лишь слуга, а потом вернулись в форт. Как бы обернулось, если бы они знали, что старик, за которым они гнались по берегу, был сам Александр Баранов?» Показательно, что версия Р. Мартина даже не упоминает имени Катлиана.
Шапка Ворона. Боевой шлем вождя Катлиана. Экспозиция Музея Шелдона Джексона (Ситка)
«Шаман киксади предвидел этот фронтальный штурм и посоветовал Катлиану, чтобы воины киксади не стреляли до тех пор, пока алеутские охотники не окажутся прямо под стенами, - говорится в повествовании Херба Хоупа. - Воины киксади показали крепкую военную дисциплину, сдерживаясь и не стреляя, как им и было сказано, пока алеутские охотники не достигли стен. Затем они открыли огонь залп за залпом поверх голов алеутов в ряды русских, которые как раз вошли в пределы досягаемости. Алеуты сломали ряды и стали отступать на запад, где на берегу их ждали байдарки. Их преследовали молодые воины, ринувшиеся из-за форта в самую гущу бегущих. День был тихий и поле боя скоро заволокло густым покровом порохового дыма, так что противникам было трудно различать друг друга. Среди дыма Катлиан и несколько воинов выпрыгнули из Каасдахеен и атаковали русских стыла. Битва выплеснулась на берег. Воины киксади ринулись из Шис’ки-Ну и преследовали отходящих русских. Киксади видели, как Баранов пал в битве. Они видели, как его вынесли с поля боя. Как только русские достигли кромки воды, пушка с «Невы» открыла огонь, прикрывая отступление последних русских. Русские были вынуждены бросить на берегу свою маленькую пушечку, покидая поле боя».
Памятник русским и алеутам, погибшим в сражении с тлинкитами в 1804 г., установленный на территории Ситкинского национального исторического парка.
Индейские предания, имея в основе своей зерно исторической истины, содержат при этом явные преувеличения и неточности. Это относится как к размаху описываемых действий, так и к их результатам. Тлинкитами вовсе не была захвачена пушка, а Катлиан и его воины вряд ли могли двигаться под водой по дну реки, поскольку в это время суток устье ее практически полностью пересыхает из-за отлива.