БАРБЕР Генри (11.08.1756 - декабрь 1807) - британский капитан немецкого происхождения. Он появился на свет в Бремене, в семье зеленщика Хармена Барбера, и при рождении был назван Генрихом. Впервые на Северо-Западном побережье Генри Барбер отмечен в 1794 г. как капитан брига «Артур», прибывшего из Бенгалии. Судно пришло в Америку из австралийского Порт-Джексона (будущий Сидней) и 15 июля в пр. Кросс повстречалось с «Открытием» известного английского путешественника Дж. Ванкувера. При этой встрече с брига Барбера дезертировал юнга Чарльз Ли. Корабли расстались 23 июля, и Барбер, продолжив плавание, вернулся в Бенгалию традиционным путем через Гавайи и Кантон. В ходе этого путешествия Барбером был открыт неизвестный остров, названный им вначале островом Драммонда, а затем получивший имя в честь его судна - Артур. Исходя из приводимых капитаном координат ныне считается, что им был открыт необитаемый о. Маккин в архипелаге Феникс.
Пушечное ядро, обнаруженное при раскопках на месте тлинкитской крепости
В конце 1795 г. Барбер отправляется в новое плавание. С 1 января по 3 апреля 1796 г. он находится в Порт-Джексоне, а затем торгует в проливе Нутка и по всему Северо-Западному побережью. В сентябре вновь дезертирует один матрос из его команды - он предпочел остаться среди индейцев у знаменитого вождя нутка Макуинны. Подобная регулярность таких происшествий вполне определенным образом характеризует порядки на борту «Артура» и личность капитана. На Ситке в Крестовской бухте Барбер встречается со своим соотечественником, мореходом русской службы Джеймсом Шильдсом, прибывшим сюда на судне «Орел». Со слов Шильдса стало известно, что Барбер пригласил к себе на борт тлинкитского вождя, «прежде угощал, а потом приказал заковать в железа и держал до тех пор, пока тоен не представил ему всех бобров, сколько имел с своею командою». В ответ индейцы захватили английского матроса, и Барберу пришлось высылать шлюпку ему на выручку.
Возвращаясь в Кантон, «Артур» зашел на Гавайи и 31 октября налетел на мель чуть западнее входа в Перл-Харбор на о. Оаху подле мыса, получившего с тех пор имя Барберс-Пойнт. Из команды в 22 человека шестеро утонули. Однако большую часть груза удалось спасти, а пушки с затонувшего брига подняли и присвоили гавайцы. В 1801 г. он уже командует британским бригом «Бодрый», приписанным к Макао, и зимует на Северо-Западном побережье. Это же судно было в то же время известно и как «Единорог», приписанный к Лондонскому порту. После событий 1802 г. на Ситке Барбер отправляется на Гавайи, где в декабре ведет переговоры с королем Камеамеа о возврате ему пушек с затонувшего «Артура». Отсюда он вновь уходит в Китай и - через Сидней - в Лондон. В октябре-декабре 1804 г. капитан опять объявляется в Сиднее, командуя судном «Мирт». Осенью 1805 г. он торгует на Кадьяке.
В конце апреля или даже еще в феврале 1807 г. Барбер вновь прибыл в Павловскую гавань на Кадьяке и продал компании «трехмачтовое судно Мирт медью обитое с такелажем, артилериею, припасами и со всем грузом». Согласно контракту, сумма, причитающаяся Барберу, должна была быть переведена на Главное правление РАК в Петербурге или на «англинских купцов Гармана и Баринга в Лондоне, ежели они векселя компании примут». После завершения сделки 12 июня 1807 г. Барбер отправился в Россию на бриге «Ситха», причем сам же им и командовал.
Тем временем на Кадьяке стало известно, что Барбер вовсе не являлся единоличным собственником проданного ему им судна и груза, «но управлял токмо оным по зделке с калькутским купцом Кинлохом, будучи сам участником в малой доле и имея на себе долговые претензии Кинлоха». Поверенные Кинлоха срочно обратились к Баранову с требованием не платить Барберу ни копейки и, «буде возможно», самого его принудить к уплате прежних долгов.
После выгрузки пушнины в Петропавловске 27 сентября 1807 г. «Ситха» «с кантонскими и прочими товарами» на борту была послана в Нижне-Камчатск, чтобы доставить провиант для тамошней воинской команды. Уставший Барбер сдал командование своему помощнику, бенгальцу-полукровке да Силва. По вине лоцмана судно разбилось в устье Камчатки. Люди успели спастись, однако груз стоимостью сто тысяч рублей и личные вещи пассажиров погибли.
Генри Барбер «при сем нещастном приключении» лишился всего. Главной же потерей стала для него гибель «многих бумаг к разсчету с Барановым принадлежащих». Оставшись без средств, он пришел в отчаяние и покончил с собой.