"А жаль, коновал был отменный..."
Как-то попросился в деревню на жительство молодой мужик - крепкий такой, чернявый.
Из-за Озерья пришел, погорелец, объявил себя коновалом, и правда хорошо скотину пользовал. Дом срубил на отшибе деревни, поле и огород засеял - в общем, справный хозяин.
Только вот девок избегал, хотя иные на него и засматривались.
И вот стали замечать старики (а они по ночам бессонницей маются): после полуночи бродит возле дома коновала разная живность, и все белой масти: то волк, то пес, то корова, то заяц преогромный, а чаще всего - белый конь. Что за притча?
Кондрат, сын кузнеца, отчаянный смельчак и сорвиголова, решился разведать, что к чему. Затаился по вечеру близ дома Коновалова, ждет полуночи.
Глядь - из сарая выходит белый конь, хотя у коновала в хозяйстве были только куры да коза. Бродит конь возле дома, травку щиплет, на луну поглядывает.
Кондрат подкрался, на коня мигом вскочил и едва успел схватить за гриву, как белый пустился в бешеный скач, за околицу вынесся.
Храпит конь, то на дыбы встает, то крупом ездока подбрасывает, норовя скинуть, да только парень-то оказался отменный наездник: знай сжимает скакуну спину ногами да плеткой охаживает.
И тут откуда ни возьмись туч нагнало, ветрище задул, да такой, что сшиб Кондрата с коня, как перышко.
А белый к дому коновала ускакал, и буря сразу утихла.
Понял наш смельчак - дело нечисто. Принялся по дворам мужиков собирать.
Пришли всем скопом в дом коновала, будят хозяина, а тот спит мертвым сном. Позвали Ягужиху, бабку-знахарку.
Расспросила бабка обо всем Кондрата, трав сухих разбросала возле спящего, а потом говорит:
- Знамо дело, сей коновал еще и двоедушник. Одна душа в нем человеческая, другая - сатанинская. Она-то и бродит по ночам в зверином и скотьем обличье. Поворачивайте его, мужички, на лавке, чтоб ноги стали в головах, а голова - в ногах. Иначе двоедушника не разбудишь.
И не ошиблась Ягужиха. Очнулся коновал, признался в своей беде: это колдун заозерский на него порчу навел.
Кто-то из мужиков предложил миром дело решить, вреда-то от двоедушника никакого, но Ягужиха покачала головой:
- Вреда и взаправду нет... пока что! А вот после смерти душа его сатанинская обратит мертвеца в упыря. И станет он ночами кровушку у живых людей пить.
В ту же ночь прогнали двоедушника из деревни. Могли бы и кольями забить, но за него Кондрат вступился. А жаль, коновал-то был отменный...
Двоедушник потому так и называется, что у него две души: человека и демонического существа. Днем его не отличишь от другого человека, однако ночью демоническая душа бродит где-то в обличье пса, зайца, коня и т.п. Бывают двоедушники и женского пола. Те являются в виде кошки, летучей мыши, собаки, кочерги, колеса или валька, которым гладят белье. Если такого чародейного зверя попытаться задержать или неосторожно схватить странный предмет, двоедушник может убить неосторожного, возбудив страшный, неодолимый ветер.
Если спящего двоедушника не вовремя разбудить, он будет болеть не менее двух недель.
После смерти двоедушника его человечья душа идет в ад, а нечистая преследует людей в облике упыря.
Родственны двоедушнику карпатские ветряник и босоркун (венгерский босоркань).
В южнославянской мифологии упоминается здухач - этот человек приобретает сверхъестественную силу только во время сна. Из него в эту пору исторгается некий дух, который гоняет ветры, разносит по небесам тучи, пригоняет и отгоняет град, сражается с другими здухачами, охраняя от них и от стихийных бедствий родное село. Впрочем, пекутся они не о людях, а о домашних животных. Именно поэтому образ здухача иногда принимает и какое-то домашнее животное, чаще всего собака пастуха, вол, корова, баран, конь или козел. Когда дуют сильные осенние или весенние ветры, это значит, что где-то между собой бьются здухачи-двоедушники.