ЛУКА ЖИДЯТА - второй (по времени) епископ Новгородский, в первой половине XI века. Первый русский человек, ставший епископом. Почитается Русской церковью в лике святых, память совершается в Соборе святителей Новогородских 4 октября и 10 февраля (по юлианскому календарю).
Несмотря на преобладавшее в то время влияние греческого духовенства в русской церкви, князь Ярослав избрал русского Луку преемником первого новгородского епископа, грека Иоакима.
Сведения о жизни и деятельности Луки Жидяты крайне скудны: не установлены ни его происхождение, ни год, ни место рождения. Его второе имя предположительно является уменьшительной формой от имени Жидислав, бытовавшее в литературе мнение о возможном еврейском происхождении епископа следует признать несостоятельным.
Из летописи лишь известно, что он занял кафедру в Новгороде в 1034 году; в 1051 году освятил Софийский собор; вскоре после того был оклеветан перед митрополитом. Из-за клеветы своего холопа Дудика Лука пробыл в тюрьме три года — с 1055 по 1058 год. Впоследствии холоп был жестоко наказан — ему отрезали нос и обе руки. Святитель Лука скончался по дороге из Киева в Новгород.
Переводы Луки с греческого языка до нас не дошли. Единственное его произведение, известное в древнерусской письменности, - весьма краткое "Поучение к братии". Оно представляет значительный историко-литературный интерес как первое собственно русское произведение духовной литературы. Предполагают, что святитель новгородский произнёс своё поучение при самом вступлении на кафедру. Проповедник в самых простых, общедоступных выражениях даёт первоначальные наставления веры и нравственности, в которых нуждалась его паства, ещё мало охваченная христианским учением.
Проповеднику приходилось напоминать прихожанам Символ веры, указывать необходимость исполнения самых основных обязанностей христианина по отношению к Богу, церкви и ближним. Для историка в поучении интересны указания на недостатки современной проповеднику русской жизни - пьянство, сквернословие, лихоимство и др. Поучение Луки Жидяты, сохранившееся лишь в поздних списках XV—XVI веков, было напечатано в I томе "Русских достопамятностей" (1815), в "Истории русской церкви преосвятого Макария", часть I, и в "Исторической хрестоматии церковно-славянского и древнерусского языков" Фёдора Буслаева (1861).