"ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ" - летописный свод нач. XII в., важнейший памятник литературы и общественной мысли Древней Руси, основной источник сведений о ее ранней истории.
Сохранилась в составе позднейших летописных сводов (в Лаврентьевской, Ипатьевской и других летописях XIV-XVI вв.). Составлена в Киеве в 1113 г. Название получила по начальным строкам: "Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть". По мнению некоторых исследователей, составителем "Повести" был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Другие историки подвергают сомнению его авторство.
В разных редакциях "Повести" изложение событий доведено до 1110 или до 1117 гг. При составлении "Повести" использовался т.н. Начальный свод, возникший в 90-е гг. XI в. в Киеве. Его текст был пополнен рассказом о событиях последующих лет, а также фрагментами византийских хроник, памятниками переводной и древнерусской литературы, текстами договоров Руси и Византии, устными преданиями и собственными рассуждениями летописца. Составитель "Повести" поставил перед собой задачу не просто рассказать о прошлом и настоящем Руси, но показать судьбы населяющих ее народов в контексте мировой истории.
Рассказ об истории славян начинается в "Повести" с упоминания о Всемирном потопе, после которого, согласно Библии, на земле в живых осталась лишь семья благочестивого Ноя. От трех сыновей Ноя произошли все народы, включая славян. Летописец подробно рассказывает о древней истории народов, живших на территориях, вошедших позднее в состав Киевской Руси, об их нравах и обычаях. В "Повести" подчеркивается единство языка, культуры и созданной в IX в. Кириллом и Мефодием письменности славянских народов. Обращаясь к истории первых русских князей, летописец излагает легенду о призвании варягов, повествует о князе Рюрике и деяниях его потомков. Отображение событий в "Повести временных лет" носит ярко выраженный общерусский характер: рассказ переносится из Киева в Новгород и Ладогу, оттуда - в Смоленск, потом в Чернигов, Ростов, Любеч. Важнейшим событием в истории Руси летописец считает принятие в кон. X в. христианства. Рассказ о Крещении Руси, распространении новой веры и превращении Киева в один из крупнейших христианских центров занимает в "Повести" центральное место. Пристальное внимание составителя "Повести" приковано и к политическим событиям, происходившим внутри Руси и на ее границах с сер. XI в. Заключительная часть "Повести" пронизана идеей необходимости согласия между русскими князьями. Взаимная ненависть князей, членов одной большой семьи, - это тяжкий грех, преступление против Бога. В качестве примера для подражания летописец приводит образ киевского князя Владимира Мономаха, который не только сумел остановить междоусобья, но и объединил русских князей для общей борьбы против степняков. Летописцы последующих веков использовали "Повесть временных лет" как основу и образец, стремились подражать ей и почти всегда помещали ее текст в начале каждого летописного свода.
автор статьи А. Лаушкин