УСПЕНСКИЙ СОБОР во Владимире - сооружен в 1158-1160 гг. по повелению великого князя владимирского Андрея Юрьевича Боголюбского (перестроен в 1185-1189 гг. при великом князе Всеволоде Юрьевиче Большое Гнездо), главный храм Владимиро-Суздальской Руси, памятник древнерусской архитектуры.
Строительство Успенского собора связано со стремлением Андрея Боголюбского превратить Владимир в главный политический и религиозный центр Руси и противопоставить его Киеву. Для строительства собора князь, по сообщению летописи, пригласил "мастеров из всех земель".
Первоначальный собор сильно пострадал во время городского пожара 1185 г. Поэтому при перестройке пришлось окружить старый храм новыми стенами ("галереями"), связав их со старыми стенами системой арок. На внешнем виде и интерьере собора сказались и последующие события: захват его в 1238 г. монголо-татарами, которые завалили собор деревом и подожгли. Последний ордынский набег собор выдержал в 1410 г.
Успенский собор представляет собой увенчанный пятиглавием мощный шестистолпный, пятинефный храм с тремя апсидами. Но своей высоте он равнялся Софийскому собору в Киеве, хотя и уступал ему по площади. Стоящий на краю кручи, возвышающейся над берегом Клязьмы, Успенский собор как бы царит над городом. За много километров от Владимира видна его огромная центральная золотая глава. Фасады собора расчленены пилястрами на неравные доли и украшены резными камнями, по углам оконных проемов помещены львиные и женские маски. Убранство собора дополняют многочисленные капители и резные узоры.
В интерьере собора важное место отводилось хорам, занимавшим второй ярус центрального нефа, где во время богослужения находились князь, члены его семьи и приближенные. На стенах собора сохранилась фресковая живопись XII-XIII вв., а также фрески 1408 г., исполненные московскими мастерами Андреем Рублевым, Даниилом Черным и их учениками. Фрески и иконостас рублевского времени, по мнению исследователей, отражают нравственные идеалы героической поры в истории Руси, испытавшей радость долгожданной победы в битве на Куликовом поле.
Главной святыней собора почиталась Владимирская икона Божией Матери, привезенная Андреем Боголюбским из Вышгорода, она занимала главное место в алтарной преграде, слева от Царских врат.
Собор служил усыпальницей владимирских князей, здесь похоронены и князья - строители собора, братья Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо.
автор статьи В. Карев