Московские ворожейки. Косный развод

Старые архивы богаты актами по части ведовских дел. Порывшись в них, мы находим, что в Москве в XVII веке жили бабы-ворожейки, к которым приезжали даже боярские жены просить помощи против ревности или холодности мужей, а также советоваться о любовных интригах или о способах извести супругов. Не правда ли, что в наше время не нужно прибегать к чертям, чтобы дать тот или другой совет при одних сведениях химии? Невеста Михаила Феодоровича Мария Хлопова и невеста Алексея Михайловича Евфимия Всеволожская, по свидетельству современных актов, были испорчены злыми людьми (вероятно, по зависти). По делу последней послан был в Кирилов монастырь под крепкое начало крестьянин Мишка Иванов за чародейство, за косный развод и за наговор, от которого пострадала невеста.

Корень против ненависти мужа. В 1635 году случилось такое дело: одна из придворных женщин, мастерица по вышиванию золотом по имени Антонида Чашникова, по нечаянности выронила из кармана, сидя во дворцовой палате, корень неведомо какой. Это уже возбудило подозрение на мастерицу, достигло до царя; до какой степени и в России понятие о колдовстве развилось в те мрачные века – немыслимо! Сам царь издал приказ, которым было предписано: сыскивать накрепко означенную мастерицу, и окольничий Стрешнев, и дьяк Тараканов сыскали, то есть пытали бедную женщину, зараженную тем же суеверием, как и все, не исключая владык земли.

На пытке несчастная Чашникова показала, что дала этот корень жинка Танька (женщина по имени Татьяна) для того, чтобы муж Чашниковой был добрее и перестал ее бить. Позвали на суд вышесказанную Таньку, которая сказала, что корень этот называется обратим и располагает мужа к жене любовью. Лиха же они супротив государя и его семейства не умышляли. Чашникову с мужем сослали в Казань, а Таньку с мужем на Чаронду.


Наговорщица на хмель Русский народ Порча на след