"Рассыпься пеплом и прахом!"
Шел Тимоха колосящимся полем ржи. Прикидывая, какой прибыток будет от такого богатого урожая, но вдруг так и похолодел от ужаса. Неподалеку от межи увидел он пучок колосьев на корню, загнутых книзу и перевязанных суровой ниткой.
— Залом! — прошептал помертвевшими губами. — Проклят будь колдун, что покусился на мой хлебушек!.. Ну да ничего, авось старик Антипыч выручит из беды.
Старик Антипыч известен был в округе тем, что "развязывал" заломы старинным и очень мудреным способом. Он вставал трижды до зари и нашептывал заговоры на воду. Нашептанной водою обрызгивал все поле, а потом уже срезал и сжигал залом. Но сжигал не на землице-матушке, а в ступице изломанного колеса, приговаривая:
Залом-залом,
Взвейся над огнем,
Рассыпься пеплом и прахом,
Улетай в небеса со страхом!
Огонь-Сварог очищает,
Хворобу-болезнь прогоняет!
Так причитал старик Антипыч, держа ладони обращенными к огню, и не было такого случая, чтобы не спас он хлебушек от колдовских посягательств.
"Поросенка, не меньше, придется отдать Антипычу за труды великие — это раз, — прикидывал Тимошка, поспешая в родную деревню. — Да мучицы полмешка — это два. Да полдня терять, в Нижнюю Ельцовку за Антипычем едучи, — это три. Но делать нечего — надо скоренько спасть урожай!"
И он пустился со всех ног бежать среди спелых хлебов.
Из растений колдуны всего более вредят хлебу, отлично понимая, что, уничтожая крестьянские поля, они причиняют величайшее несчастие не только отдельным лицам, но целым крестьянским общинам. Чаще всего чародеи прибегают к так называемому залому, или закруткам (иначе "куклы").
Залом представляет собой очень спутанный пучок стеблей еще не сжатого хлеба, надломленных в правую и левую сторону, закрученных в узел вместе с золой и присыпанных у корней солью, землей с кладбища, яичной скорлупой и распаренными старыми зернами. Если зола взята из печи одного хозяина, то залом сделан с расчетом нанести вред ему одному, предвещая различные бедствия: пожар, падеж скота и даже смерть. Последствием таких закруток неизбежно является полный неурожай на всем поле.
Крестьяне убеждены, что если они и успеют предупредить или ослабить козни колдунов на испорченных полосах, то все-таки выросший хлеб не будет "снопаться", то есть его будет расходоваться в семье гораздо больше обычного среднего количества, так что придется раньше времени покупать хлеб на стороне. Сверх того, с зачурованной десятины зерно получается легковесное и по количеству наполовину не сравняется с соседними. Такой хлеб ни один хозяин поля не решится пустить для домашнего потребления, а постарается поскорее продать его на сторону.
Кроме дурного качества зерна, залом имеет еще ту особенность, что с ним чрезвычайно трудно бороться: что бы ни делали хозяева зачурованного поля, как бы ни вырывали и ни жгли залома, но загаданная беда непременно сбудется, если не отслужить молебна с водосвятием и не попросить самого священника вырвать крестом всю закрутку с корнем. Правда, кроме священника, во многих местах хлебородных губерний возлагали еще надежды на опытных стариков и даже на ловких знахарей.
Кроме заломов, равносильным или едва ли даже не большим несчастием следует считать так называемые прожины (или прорезы). Это не недочет в снопах или в копнах, а та дорожка во ржи в вершок шириною, которая проходит с одного края загона до другого и по которой все колосья срезаны. Срезают их жучки и черви в то время, когда рожь в цвету, и потому, конечно, никаких следов человеческих ног по сторонам никогда не замечается, а, напротив, стенки ржи бывают даже приметно гуще, чем в других местах той же хлебной полосы.
Но крестьяне объясняют это явление тем, что колдун, делая прожин, стоит в это время обеими ногами на двух иконах, как на лыжах, и ведет дорожку, как колесо катит.
Когда опытные хозяева замечают прожин, то зовут священника и подымают иконы, придавая между ними большое значение "Святцам" (иконе Двунадесяти праздников с Воскресеньем в середине). Священник идет по прожину с крестом и кропит по сторонам святою водою.
Если же эти меры предосторожности не будут приняты, то результаты прожина скажутся, и надежды на урожай не оправдаются: на корню по всему полю рожь как будто бы хороша, то есть соломой велика и зерном прибыльна, но как только сжали ее, привезли на гумно и начали молотить, то сейчас же стали замечать, что вместо пяти или четырех мер с копны вышло лишь по две, а то и по одной чистого зерна.
Одни при этом толкуют, что затем колдуны и прожин делают, чтобы переливать зерно в свои закрома (пятую часть со всего поля); другие объясняют беспричинною злобою и желанием всем хозяевам полного недорода.
(По С. Максимову)