У малороссов свадьбы происходят так: сын, пришедший в возраст, объявляет своему отцу под веселую руку, что такая-то девушка недурна, ему нравится и охотно бы женился, если она пойдет за него.
Тогда отец приглашает двоих своих родственников, уже пожилых, а иногда соседей, и предлагает им намерение сына. Сын им низко кланяется и вместе с отцом просит их, чтобы они приняли на себя труд сходить к отцу избранной девушки посватать дочь за него. А получив от них согласие, вручает каждому из них по посоху в знак полномочия их и посольства и нарочно приготовленный хлеб и провожает их за ворота. Такие сваты называются старостами.
Старосты, явясь в дом невесты, кладут этот хлеб на стол и потом приветствуют хозяина. Хозяин приглашает их сесть, заводит о чем-либо разговор; они, отвечая на все, крепко постукивают посохами, напоминая тем как бы нетерпеливое желание спрашивать о причине их прихода, причем стараются объясниться с ним кратко и прямо, если хозяин нарочно медлит таким вопросом. Хозяин, выслушав предложение, и если оно ему нравится, отправляется в хижку (клеть) к жене своей, объясняется с ней об этом предмете, и, призвав дочь свою, родители спрашивают ее, нравится ли ей жених?
Узнав от дочери, что жених нравится, водят ее к сватам; тут она каждому из сватов подносит по ручнику или полотенцу на деревянной тарелке в знак того, что она принимает их предложение. Старосты, приняв дары, перевязывают их через плечи и, оставив хозяину в залог своего посольства хлеб и получив в замен его другой, отправляются в дом жениха с радостною вестью.
Жених, видя своих возвращающихся посланников с знаком согласия через плечо, встречает их у ворот и вводит к отцу, где, по общему с невестиными родителями согласия, назначается день бракосочетания. С этого дня жених ежедневно посещает невесту, к которой во все эти дни ходят ее подруги; но во все время до свадьбы песен не поют, да и даров до этого времени жених невесте не возит. Жених имеет позволение, если желает, с невестой быть наедине и даже ночевать, причем строго воспрещено предпринимать что-либо противное целомудрию невесты.
В Малороссии также существует прекрасный обычай не домогать приданого. Жених в этом случае предоставляет все это на волю будущего тестя.
Бракосочетание у них бывает обыкновенно в воскресенье, посему накануне, в субботу, бывает у невесты девичник, приглашаются подруги или дружки, из которых одна называется на всю свадьбу светилкою. Ее обязанность во время стола сидеть в большом углу и держать на сабле, увитой калинными ветвями с ягодами, восковую свечу тройчатку.
Вечером к ужину приезжает жених с боярами (молодыми товарищами) к невесте, где против их сажают за стол подруг невесты. В это время жених раздает дары родителям и сродникам невесты, а дружки поют свадебные песни. После ужина начинается пляска под скрипку и пляшут до полуночи.
Бояре и подружки отправляются в воскресенье с женихом и невестою к утрени, а после обедни венчаются. После венца жених с боярами и с поезжанами (с беседою) едет к себе в дом, тогда как молодая со своими подругами отправляется к своему отцу в дом.
У жениха обедают все бояре с светилкою, свахою, старостами и маршалками1, причем сваха и светилка в знак особенного почета пришивают боярам, старостам и скрипачу к шапкам из красных лент кветки (цветки), за что получают от них по копейке или по две. После обеда родители жениха садятся на шубу кверху шерстью и держат в руках каравай хлеба; сын кланяется в ноги сперва отцу, а потом матери и просит позволения ехать к невесте; благословив хлебом и солью, родители его отпускают, и молодой со всеми своими гостями отправляется к невесте.
По приближении к дому дружка и поддружий, дав знать о сем отцу и матери невесты, кладут на стол хлеб и склянку водки. Мать, подарив им по ручнику, велит въезжать во двор, среди которого всегда ставится стол, накрытый скатертью, а на нем квашню, хлеб и посуду с водкой. Выходит теща встречать жениха в вороченной шубе, сидя на вилах или кочерге и держа в руках горшок с водой и овсом, который после обыкновенных приветствий подает она зятю, а сей, не сходя с лошади, выливает все на гриву лошади и потом отдает пустой горшок старшему боярину, который по принятии бросает его в сторону, причем ежели горшок разобьется, то родится сын, а если уцелеет – то дочь.
Как только жених сойдет с лошади, то брат невесты или какой-либо близкий и молодой родственник, сев на лошадь жениха, рыщет по улице во всю конскую прыть; за ним гонятся на лошадях бояре, а, настигши, ведут лошадь на тот двор, где подчуют его на коне вином, причем подносивший говорит ему: «Прошу выкушать!», а тот, не принимая чарки с вином, только кланяется. Дружка выпивает эту чарку сам и, налив другую, снова подносит, но он опять не берет; дружка потом спрашивает: что ему надобно? «Денег», – ответствует он, тогда дружка подает ему на тарелке несколько копеек; невестин брат, приняв деньги, выпивает вино и сходит с лошади. Тут его слегка стегают прутиком, но брат невесты успевает убежать к сенным дверям и, взяв обнаженную саблю или палку, садится рядом с невестою.
Между тем жених со свахою и светилкою стоят в сенях за порогом. Невестина мать, выйдя с зажженною восковою свечою, зажигает ею свечу в руках у светилки, потом целуются через порог с нею. Тогда дружка с позволения старосты вводит жениха в избу, где сидит с своими подругами невеста и ее брат с обнаженной саблей.
Дружка спрашивает брата жениха:« Ты зачем здесь?»
– Сестру берегу, – отвечает тот.
– Она не твоя, а наша, – говорит дружка.
– А если она ваша, – говорит брат, – то заплати за нее то, что я на нее употребил.
– А что ты на нее употребил?
– Весьма много, – отвечает брат, – а именно: в пятнадцать лет пребывания ее в нашем доме она съела и выпила: пять бочек бураков (свеклы), три бочки капусты, четыре вола (быка), шесть кабанов (откормленных баранов), десять овец, сто гусей, двести кур, семьдесят пять уток, двадцать кулей хлеба, пять бочек пива, две бочки меду, пять бочек горелки и пр.
Дружка, выслушав все это, вынимает из кармана две или три копейки и, положив их на деревянную тарелку, на которой уже стоит налитая чарка вина, подносит ее продавцу, а этот, видя мало денег, не уступает и продолжает торговаться до пяти, а иногда до десяти копеек. Получив то, чего желал, выходит из-за стола, за который на его место садится жених, до того времени безмолвно стоявший посреди комнаты и смотревший на сцену торговли.
Невеста бывает в это время одета в шитую узорами белую холстинную сорочку, поверх которой пестрая шерстяная плахта (юбка), красная запаска (передник, фартук), сверх всего суконный смурый или белый кафтан. Козловые красные с железными подковками или высокими ободками сапоги, подбитые гвоздями. На голове две завитые из природных волос косы, около которых повязаны шелковые разных цветов ленты с висящими по спине длинными концами. На шею обыкновенно надевают красное монисто (несколько корольковых ниток) и медный или серебряный крест; на руках кольца. Костюм жениха – суконный смурый кафтан, того же цвета шаровары, шерстяной пестрый пояс, суконная с околышком черной овчины шапка и на ногах сапоги, сильно смазанные смальцем (салом) или дегтем. В одном сапоге лежит медная или серебряная монета, на руке перстень или кольцо. По кафтану красный кушак, за которым заткнут красивый шитый платок.
После описанной купли невесты как новобрачные, так и его поезжане сидят за столом. Вскоре отец и мать невесты, также и родственники невесты, войдя к ним с налитыми вином стаканами, потчуют их и всю беседу. Потом дружка испрашивает позволения у старосты на раздачу подарков отцу, матери и всем родственникам невесты. И таким образом отцу дается хлеб, матери сапоги, родственникам хлебы и платки, а дружкам (подругам) по горсти орехов и по два бублика (кренделя).
Равным образом жених и невеста дарят всех родственников хлебами и платками, а бояр – каждого по шитому или тканному бумагою платку. Потом дружка просит позволения у старосты или посаженого отца на то, чтобы поплясать новобрачным и прочим на дворе, и, получив разрешение после троекратной просьбы, пляшут под звуки скрипки до времени обеда, к которому также являются с позволения старосты или посаженого отца.
Стол покрывается сверх кылима (ковра) скатертью. На нем ставятся деревянные белые или красные тарелки и ложки с несколькими ножами, но без вилок. Перед женихом и невестою ставится одна тарелка, положены крестообразно две ложки и целый ржаной, осыпанный солью хлеб. Посреди стола лежит кулич (каравай), который накрыт крестообразно же двумя утиральниками с вышитыми по концам красною бумагою и который осеняется еловою веткою, в него воткнутою. Позади новобрачных в углу, где иконы, стоит сабля с зажженными восковыми свечами – принадлежность светилки.
Как только принесут первое кушанье, состоящее из лапши со свининой и курицей, отец и мать невесты подчуют гостей и сами пьют за здоровье молодых, которые во весь обед не пьют и не едят. Таким же образом при борще, жарком и при других кушаньях повторяют пить. В продолжение обеда невестина сестра или родственница, сняв с жениха шапку, пришивает к ней сделанный из розовой ленты цветок, а между тем поет приличную по сему предмету песню, за что получает в награду несколько копеек. Перед концом обеда дружка по благословению старосты, прочитав «Отче наш» и сняв с кулича ручники, берет один себе, а другой отдает поддружему. Потом, перевязавшись своим через плечо, разрезает кулич по частям и рассылает куски всем присутствующим за столом. Каждый, получив кусок, должен за него дать какую-нибудь мелкую монету на разживу новобрачной. После обеда начинается пляска и продолжается до вечера.
В сумерки входят в избу и начинают ужин, который идет тем же порядком, как и обед. После ужина подруги невесты, простясь с нею и откланявшись всей веселой беседе, расходятся по своим домам, получив притом в подарок по горсти орехов и несколько бубликов каждая. Старшую же подругу провожают молодые люди (бояре) при пении, пляске и музыке до самого двора. Когда подруги удалятся, собирают ужин для молодых в особенном уединенном месте, иногда и в чулане. В это время дружки и свахи собирают невестино приданое и укладывают, смотря по времени года, в телегу или сани и, посадя потом туда невесту с светилкою и свахою, везут в дом жениха; сам жених едет по правую сторону верхом, сопровождаемый боярами. Жених вскоре по отъезде из дома тестя ударяет новобрачную несколько раз плетью по спине, говоря: «Покидай нравы отца и матери, а привыкай к моим».
При самом отъезде в дом жениха среди ворот зажигается куль соломы, чрез огонь которого провозят повозку невесты и все следующие верхами за нею. Потом новобрачные входят в избу, кланяются отцу и матери и опять садятся за ужинный стол со всеми гостями и тем же порядком, как в доме невесты. После ужина дружка со свахой и родственниками ведет их в подклеть, где оставляют их одних. Здесь невеста разувает жениха и берет деньги из сапога себе, а муж в это время бьет ее голенищем по спине. Потом ложатся они на постланной на полу соломе, покрытой килимом или войлоком, который служит им вместо одеяла. После некоторого времени молодой призывает дружку и объявляет ему, что жена его сохранила девство до сегодня, а этот последний объявляет это всей беседе с доказательствами налицо. Затем ей тотчас подают другую сорочку. Тут происходит новое веселье, пляска и песни; потом гости жениха отправляются в дом родителей невесты, бьют посуду, окна, ломают столы, лавки, причем родители жениха вместо того, чтобы обижаться, награждают полотенцами и платками гостей за радостную весть о благополучии дочери. Получивши дары, гости отправляются опять в дом жениха и там шумно проводят день до рассвета.
На другой день снова собираются к жениху гости. Поутру рано приходит старший боярин к новобрачной и, взяв у нее красную запаску, то есть передник, выставляет его высоко на шесте как флаг над домом молодого, в знак целомудрия новобрачной.
Потом дружки, свахи, бояре, родственники, соседи и проч. под предводительством одного дружки отправляются в дом старшей подруги новобрачной и ставят на стол хлеб и посуду с водкой, та, со своей стороны, ставит на стол кушанье и потчует посетителей им и водкою; поевши и выпив, гости выходят на двор, пляшут и поют, и так повторяется то же у всех подруг невесты. Отпраздновав всех по порядку, гости возвращаются в дом жениха и просят у отца позволения вести молодых в церковь. Отец надевает на молодую кибалку (наметка). Коль скоро достигнут они церкви, то дружка, поддружий и другие, оставя их на цвентаре (монастыре), все без исключения поют песни и идут в дом священника, где, поставя на стол хлеб и водку, просят его, чтобы он ввел молодых в церковь. Священник, получив надлежащую за то плату, склоняется на их просьбу, вводит с молитвою в церковь, читает молитву, благословляет молодых и надевает после того на голову молодой серпанку (фату), потом, окропя того и другого св. водою, отпускает с миром.
Гости возвращаются в дом отца жениха. Там сажают молодых за стол, туда является и свекор и, тыча палкою в глаза, спрашивает: «Не слепа ли она», но потом, сняв с нее серпанок, подчует ее вином. Затем дружка угощает молодых хлебом, намазанным сотовым медом, а потом всех гостей2.
После обеда с позволения старосты выходят все во двор для пения и пляски, которую начинает дружка. Потом старший боярин, положа на тарелку несколько денег и поставя чарку вина, подносит молодой, которая, приняв деньги и выпив вино, начинает с ним плясать; таким образом она перепляшет со всеми. Потом гости, войдя в избу, садятся за стол, где отец и мать их потчуют; потом дружка, испрося благословение у старосты и прочитав «Отче наш», разрезывает кулич и подносит куски отцу и матери, родственникам и вообще всем гостям, которые со своей стороны для обзаведения молодых хозяйством дарят их разного рода скотом, птицей и другими предметами домашнего хозяйства.
По окончании этого угощения дружка, взяв стульни (пироги без начинки, лепешки), также вареную, а иногда и не вареную курицу и обложив ее ветвистою калиною и красными бумажными нитями, идет с молодым и со всею свадебною беседою с пением и музыкой к тестю, а по прибытии туда ставит курицу и пироги на стол.
Тесть и теща угощают зятя и всех его сопровождавших, чем Бог послал. В это время дружка, разрезав курицу, подает: тестю пару пирогов и куриную головку, теще столько же пирогов и гузку, то есть заднюю часть, а прочим гостям по ломтю пирога и по куску куриц. После сего теща отправляется со всеми гостями к отцу ее зятя, и там все, поужинав, веселятся всю ночь.
Во вторник собираются все гости, исключая бояр (бывших товарищей молодого) и подруг невесты, к обоим сватам; и ходя компаниями из дома в дом, подчуют друг друга кушаньями и вообще шумно веселятся.
Такое свадебное пирование продолжается целую неделю. Несмотря, по-видимому, на большие расходы, вся свадебная пирушка в течение недели в старину обходилась с обеих сторон в 34 рубля 20 коп. ассигнациями3.
1 Дружками со стороны жениха.
2 Не от этого ли первый месяц молодых называется «медовым»?
3 По смете, составленной в 1777 г., то есть 9 руб. 57 коп. на наши деньги.