Вышгородский княжеский съезд 1072 г.

Вышгородский княжеский съезд 1072 г.

ВЫШГОРОДСКИЙ КНЯЖЕСКИЙ СЪЕЗД - съезд русских князей, состоявшийся в 1072 году в Вышгороде.

Трое старших Ярославичей - Изяслав Ярославич, Святослав Ярославич и Всеволод Ярославич, - которые совместно правили Русью, собрались в Вышгороде по случаю церемонии перенесения мощей Бориса и Глеба в недавно построенную церковь. Некоторые историки полагают, что именно в том году Борис и Глеб были провозглашены первыми русскими святыми.

В Вышгородском съезде принимали участие митрополит, высшие церковные сановники и бояре, близкие к Ярославичам. Сам съезд и перенесения мощей, наверное, должны были символизировать единение Ярославичей, триумвират которых уже тогда начал раскалываться.

Авторитеты в области древнерусского права (М.Н. Тихомиров, С.В. Юшков, Л.В. Черепнин) считают, что на съезде в Вышгороде была утверждена «Правда Ярославичей»1.


Евпраксия Всеволодовна История России XI века Взятие Перемышля в 1072 г.

КОММЕНТАРИИ

1 ПРАВДА ЯРОСЛАВИЧЕЙ - доработанная версия «Русской правды» Ярослава Мудрого, которую разработали и в 1072 году приняли его сыновья (Изяслав, Святослав и Всеволод).

Ярослав Мудрый принял в 1016 году «Русскую правду» - первый свод законов Руси.

В период с 1068 по 1072 год три его сына (Изяслав, Святослав и Всеволод) дополнили и переработали законы Руси. Новый сборник стал называться Русская правда Ярославичей.

Новый свод законов также продолжал Русскую Правду Ярослава Мудрого, и, в первую, очередь был направлен на защиту состоятельных людей. Однако этот источник права защищал жизнь и имущество любого жителя Руси. Русская правда Ярославичей - источник права на Руси, главной особенностью в котором была отмена кровной мести. Так за убийство княжеского тиуна или огнищанина был назначен штраф в 80 гривен, за убийство княжеского старосты - 12 гривен.

Рабыня-кормилица была приравнена к старосте, и за неё платилась та же вира. А вот убийство холопа убийце приходилось платить 5 гривен, при этом за увод чужого раба назначался штраф в 12 гривен. То есть чужая собственность приравнивалась к жизни княжеского старосты, и в почти два раза выше жизни простого холопа. Как не странно, жизнь вора Русская правда Ярославичей защищала тоже, самооборона, вплоть до его смерти разрешалась, а вот за смерть при свидетелях уже связанного вора, приходилось платить.

В одной из любопытных статей правды Ярославичей говориться об изнасиловании свободной женщины. Которое приравнивалось к её убийству, и оплачивалась в размере 40 гривен. Жизнь старшего дружинника ценилась в размере 120 гривен, и для одного человека это была огромная сумма, которую можно сравнить с нынешними ценами на недвижимость в центре Москвы. Любое убийство княжьего мужа считалось разбойным, нельзя было убивать его в обиду, даже вышестоящим лицам. Это была одна из уступок княжьей власти.

За оскорбления и ранения так же были положены штрафы. Всегда наказывали того, кто первый начинал драку. Любопытно, то, что за холопа отвечал сам хозяин. Начал действовать институт свидетелей, стали браться свидетельские показания, переработан порядок судопроизводства. Одним словом, кровная месть прекратила свое существование. И окончательно сложилось раннефеодальное общество.

За убийство или порчу имущества феодала полагалось более строгое наказание, чем за простого общинника. Впрочем, в отличие от наших законов, правовой кодекс Древней Руси имел силу, и если сейчас губернатор может совершенно спокойно протаранить чужую машину и ему ничего за это не будет, то в Древней Руси за порчу имущества платил штраф даже княжий дружинник.

Необходимо отметить, что в целостном виде Русская правда Ярославичей не сохранилась, и впоследствии не раз подвергалась редактированию. Древнейшая Правда Ярослава Мирового составляла основу нового уголовного кодекса Руси.