На основании данных, содержащихся в арабской "Истории Ширвана и Дербенда", дошедшей до нашего времени в изложении турецкого историка XVII века, А.Ю. Карпов рассказывает о "язычниках-русах" на 18 кораблях (около 1000 чел.), появившихся вблизи Дербенда для помощи эмиру Маймуну.
"Сначала они послали один корабль, чтобы выяснить, действительно ли эмир желает их помощи", и "вывели эмира из заключения". Замечанием, что "народ ал-Баба соединенными усилиями перебил их до единого", думается, можно пренебречь, поскольку эмир остался жив, а русы направились дальше на юг, где "разграбили" сначала Маскат, а затем Ширван. Преувеличенное описание наказания противника — реакция большинства средневековых хронистов, особенно западных. Оно всегда полно гиперболизации, а порой и откровенной лжи. Русы участвовали во взятии Дербенда в 988 году, а позднее, в 989-м, они участвовали в целом военном приключении с тем же эмиром, когда некий проповедник Муса потребовал от эмира "выдать ему телохранителей-русов, чтобы им был предложен ислам или смерть". Эмир ответил отказом, и русы оборонялись вместе с эмиром в течение 28 дней, после чего им было разрешено выйти из Дербенда в соседний Табарсаран. Эмир Маймун вернулся в свой город в 992 году, после смерти ширваншаха Мухаммада.
Удивительно, что выбор, порой предлагаемый "русам" и сегодня, спустя более тысячи лет, остается прежним.
автор статьи Н.Г. Бодрихин