Торжественное "Слово" митрополита Илариона - это единственный дошедший до наших дней письменный текст времени правления Ярослава Мудрого, который специалисты считают не просто проповедью, но подлинным литературным произведением.
"Слово" - торжественная речь митрополита Илариона, написанная, как считают историки, не позже 1043 года и произнесенная им в Киеве, в Софийском соборе или в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Золотых воротах. Оно сохранилось в рукописях XV и XVI веков.
Литература возникла на Руси одновременно с принятием христианства, появлением письменности и усилением княжеской власти. Новой церкви нужны были поучения, торжественные слова, жития, светской власти - летописи. Быстрое освоение грамоты населением Руси стимулировало работу переводчиков и переписчиков. Переводные произведения становились образцами для оригинальных, написанных на древнерусском. Очевидно, в первой половине XI века их было уже довольно много, но они погибли в пожарах и войнах. То, что одно из них уцелело, - счастливое стечение обстоятельств.
Безусловно, и до крещения Руси в стране существовала литература. Это были фольклорные произведения, создаваемые, как говорится, народом. Их авторов не указывали и тексты не записывали, а передавали устно. Эти черты стали характерными и для письменной литературы. Многие произведения не только писали, но и произносили, часто под музыкальный аккомпанемент. Имена писателей не указывались, так же как, например, имена иконописцев. В этом смысле "Слово", автор которого известен, тоже исключение.
Полное название произведения - "О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского (дошла). И похвала кагану нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей". Произведение делится на три части. Как это свойственно средневековой литературе, автор переходит от общих вопросов мироздания к частным его проявлениям, от общемирового к национальному. Тема постепенно сужается. Начав с изложения всемирной истории, Иларион переходит к оценке исторической миссии Русской земли и князей Владимира и Ярослава.
Традиционное для Средних веков сопоставление двух Заветов, Ветхого и Нового, Иларион рассматривает как противопоставление Закона и Благодати. Эпоха Ветхого Завета, считает автор, это время рабства, так как отношения человека с богом регулируются Законом. Эпоха Нового Завета - начало свободы - Благодати. Ветхий Завет, замкнутый в еврейском народе, в силу такого ограничения имел временное значение. Новый, распространяясь по всему миру, - вечен.
Еще одна новая идея - как для нового вина нужны новые мехи, для нового учения нужны новые народы. К числу таких и принадлежат русские. Каждый народ, принявший христианство, тем самым укрепляет эту веру, в чем и состоит предназначение Руси.
Описывая крещение Руси, автор утверждает, что это исключительно дело князя Владимира. Иларион здесь явно оспаривает мнение греческой церкви, приписывавшей себе заслугу крещения "варварского" народа. Затем перечисляются и деяния Ярослава, продолжившего просвещение страны: объединение русских земель, преображение "славного града" Киева. Этим автор опять же утверждает равенство Киева и Византии.
Итак, все "Слово" пронизано единой патриотической мыслью: история Руси и ее крещение - логическое развитие мировых событий, русский народ в христианстве равен всем другим, так как все народы равны в общении с Богом. Утверждая свою идею равноправности народов, отметая теории богоизбранничества одного народа, вселенской империи, автор "Слова" проводит мысль о политической и духовной самостоятельности Киевской Руси.