Между небом и землей
После сотворения мира жил-был на земле великан. Был он так громаден, что не мог найти себе ни крова, ни приюта. И вот задумал он взойти на беспредельное небо. Идет - моря ему по колено, горы переступает и взобрался, наконец, на высочайшую из земных скал. Радуга - этот мост, соединяющий небо с землею, - принял его и вознес к небесным обитателям. Однако боги не пожелали пустить его в заоблачные выси, - ведь они сотворили великанов для жизни на земле, как и людей, - и он навеки остался между небом и землей. Тучи - ему постель и одежда, крылатые ветры и птицы носят ему пищу, а радуга, наливаясь водой, утоляет его жажду. Но тяжко, скучно ему одному: горько рыдает великан, и слезы его дождем льются на поля и нивы, а от его стонов рождаются рокочущие громы.
Три брата
В древнейшие, незапамятные времена на беломорских островах Калгуеве, Жогжине и Кончаковском наволоке жили три брата-богатыря по имени Калга, Жогжа и Кончак. Они славились своими волшебными чарами и собирали с промышленников большую дань. Первые два брата имели один общий топор и в случае надобности перебрасывали его через море, разделявшее их жилища на полные восемьдесят верст. То же делали и с котлом, в котором они варили себе уху или кашу. За свою жадность и грабительство Калга и Жогжа были наказаны Перуном, который явился неведомо откуда, испепелил их ударом батога-молнии и затем исчез.
Последний брат, Кончак, был самый сильный великан и никого на свете не боялся. Раз он похитил красавицу и увлек ее в свой дом. Но она обошла великана лестью и стала выпытывать: можно ли одолеть его?
- Когда я сух, - отвечал Кончак, - меня не одолеет никакая сила. Но когда я выйду из бани, взять надо мной верх может и малый ребенок.
Через несколько дней после этого признания, когда Кончак вышел из бани, его окружила вооруженная толпа и предала жестокой смерти.
Слезы девичьи
К девице-красавице посватались два брата: старший - глупый и уродливый - волот и младший - пригожий добрый молодец. Невеста хотела отказать старшему, но побоялась разозлить его и предложила обоим братьям бросить по камню: чей упадет дальше, за того она и замуж пойдет. Младший брат бросил камень с такой силой, что сердце у него разорвалось от натуги. Камень улетел за версту. Бросил камень старший брат. Особо и не старался великан, а камень упал аж за семь верст от этого места и пробил в земле дыру. Вот какой силач был великан.
С горя красавица зарыдала и бросилась в эту пропасть. Слезы ее дали начало новому источнику целебной воды.
Наши предки были твердо убеждены, что сначала боги сотворили великанов, а уж потом людей. Когда еще только создавались материки и моря, места на земле было очень много, поэтому все получалось таким громадным и просторным. И самые первые существа, которых сотворили боги, тоже были огромными. Особенно нравились они богу Велесу, оттого и названы в его честь: "велий" - означает большой, великий. И уже они по приказу богов насыпали высокие горы, прорыли русла рек и впадины озер, рассадили леса.
Наши славянские велеты родственны древнегреческим гигантам и титанам.
Жили они в неприступных горах, дремучих лесах, диких степях, и молва сохранила нам их баснословный облик и чудовищную силу.
Великан Буря-богатырь сражается с ветрами.
Горыня (иначе его называют Горыныч, Вернигора, Вертигор) часто является героем русских сказаний вместе с Дубыней и Усыней. Издревле он считался спутником Перуна: по воле бога-громовника Горыня выворачивает камни, ломает горы, валит деревья и запруживает завалами реки. Обладая сверхчеловеческой силой, иногда он помогает главному герою, иногда мешает ему. Ему не трудно перенести гору с места на место, перебросить ее с руки на руку, проложить новую дорогу среди непроходимых отрогов. Если исследовать более древние мифы, можно предположить, что имя Горыни происходит не от слова "гора", а от "гореть", то есть три богатыря - воплощение трех основных стихий: Горыня - огонь, Дубыня - земля, Усыня - вода.
Дубыня (Вернидуб, Дубынич, Вертодуб, Дугиня) - лесной великан. Он способен принимать образ Змея и охраняет Пекло - древне-славянский ад. В своих необозримых лесах Дубыня ведет себя как заботливый хозяин - дубье верстает, то есть выравнивает: "который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет". Вместе с Горыней и Усыней он выступает как помощник главного героя, но частенько в его натуре берут верх слабость, тщеславие, жадность, и тогда он опускается до предательства - как, впрочем, и прочие исполины.
Усыня (Усыныч, Усынка, Крутиус) несколько напоминает того самого змея из русских сказаний, который запрудил реку своим необъятным телом, только тут в дело пошли его невероятные усы. Вот как описывается он: "Усыня спер реку ртом, рыбу варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут, сам с ноготь, борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат".
Наши славянские великаны несколько схожи с античными титанами, которые некогда были побеждены богами-олимпийцами и ввергнуты в бездны Аида. Точно так же как титаны уступили Зевсу, Горыня, Усыня и Дубыня всегда побеждаемы и покоряемы Иваном, человеком-богатырем, и хоть порою выходят из повиновения, все же вынуждены служить ему.
У великанов были жены-волотки - великанши, богатырки. Баба-Алатырка или Баба-Горынинка, например, ни в чем не уступали мужьям, а разъярившись, даже превзойти их могли.
Болотами называли и неких обитавших в подземных пещерах полулюдей об одном глазу, одной руке и одной ноге, которые, чтобы сдвинуться с места, принуждены были стать по двое, но уж тогда бегали с немыслимой быстротою, могли при случае обогнать и самого Полкана.
Куда же девались великаны? По народным поверьям, одни из них погибли в борьбе с чудовищными змеями, другие были истреблены богами за гордыню и вред, приносимый людям, а кто-то погиб от голода, не в силах себя прокормить. Древние курганы, под которыми упокоились исполины, волоты и богатыри, названы в народе волотками.
Но еще говорят, что великаны никуда не делись. Просто они становились все меньше ростом и слабее силами, пока не сравнялись с людьми. Вполне возможно, в далеком будущем все люди до того измельчают, что сделаются крохотными и будут семеро одну соломинку подымать. И тогда их будут называть пыжиками. Когда люди вовсе сравняются с мурашками, тогда и конец света придет.
(По А. Афанасьеву)