Праздник росы

Накануне дня Св. Иоанна Предтечи (или Ивана Купала) в Литве отправлялся праздник росы (Rossa ossa ossa ossa ), по-старорусски кекерис, в честь Ладо. Начиная от праздника пастухов до праздника росы продолжались между работами сельские песни, игры, забавы, что в обычае у тамошних поселян и по сие время. Но в самом деле начинался накануне 24 июня. Эта ночь называлась роса, которую праздновали почти все северные народы, так как почитание богини Ладо было у всех общее. Праздник росы на Руси был известен под именем Купала, в Литве – Купайлы, а в Польше – Соботки от глагола собить, собана – приспособить, как бы день, приготовляющий к полевым работам; так как в более теплых странах праздник этот почти сходится с сенокосом. Поздно вечером сбираются литовцы на известном месте, избранном и освященном исконными обычаями, там на оболоньи (поляне) становятся палатки и шалаши; песни, музыка, танцы и разведенные огни продолжаются во всю эту ночь. Доныне на Вильне 24 июня вечером народ сходится в лесу пить, есть и веселиться, что называется у них – идти на росу.

В Ивановскую ночь, по мнению народному, цветет для счастливцев папорот, папоротник (paproe), который известен во всей Белостокской области на Волыни. Здесь сходбище на одном месте называется стадом, а пляска – каркодоном. В литовском язычестве этот праздник имел свои религиозные обряды, не дошедшие до нас, кроме перескакивания через огонь и ношения факелов и фонарей. Следующий день назывался «святым», тогда собирались травы для врачевания скота, также для чарования и волшебства, что делалось и на Руси. Мифологи замечают, что праздник у славян, называемый Купалою, соединяет быт с молением рекам и источникам. Вероятно, и литовцы, которые святили свои воды текучие и стоячие, в этот день приносили им жертвы, бросая их в воду. Даже, может быть, самый праздник росы потому назван, что древние верили, что реки – дети моря, родящиеся от испарений морских, что и есть роса.


Иван Купало и Аграфена Купальница Русский народ Ивановская ночь