День Рождества Св. Иоанна Предтечи, соверш. 24 июня, составляет один из особенно торжественных праздников не только в славянском мире, но почти во всей Европе. Он приходится около летнего солнцестояния. Праздник этот в народе известен под названием Ивана Купалы.
Прежде всего скажем, что во время славянского язычества Купало был бог плодов земных, и по одним считался третьим1 и Перун, а по другим2 – пятым богом. Праздновали его 24 и 29 июня, в день жатвы, и приносили жертвы из некоторых трав, костер из которых зажигали и плясали вокруг него все без различия пола и возраста, причем припевали песни.
Чествовать предметы своего благоговения праздниками сродно человеку, для которого верование заключает в себе протекшее и будущее, божество и мир духовный, природу и его самого. В его праздниках выражаются его обеты, надежды и воспоминания собственного прошедшего, которое для него становится кумиром.
С истреблением внешнего идолослужения при введении веры христианской в России понятия тогда преобладавшего язычества, внедряясь в дух и быт народа, проявлялись в древних праздниках его и поверьях, даже христианские торжества Церкви получили названия языческих, как например: Русальная неделя, Купало, Радоница (радуница, радовальница) и проч.
Из явлений природы, столь важных и ощутительных для человека, как повороты солнца, разделяющие год на две равные части, были сильным поводом к тому, чтобы учредить Коледу и Купалу как праздники, столь важные в отношении к нуждам человека. Эти празднества, как мы и видели, отчасти существовали не у одних только славян, но и у многих народов Европы и Азии, только под разными наименованиями.
Замечательно, что богу Купалу приносили жертву купаньем, о чем довольно пространно описано в Киевском летописце, что было и в Риме в праздник Мая (Maiuma), когда тоже обливали друг друга водою. В Дании в летнее равноденствие и везде на севере зажигались огни, некогда посвящаемые Балдеру, которые назывались в России купальским огнем; там в этот день купаются для здоровья и собираемые травы Sank-Hans Urt – считаются целительными от порчи и других болезней.
Наш Иванов день, или день Ивана Купалы, в существе своем сходен с немецким Iohannistag или der-Tittelsommer, когда зажигается Иванов огонь. У пруссов было божество весны и веселья – Лаго, близкое к нашему Ладо, в честь его зажигался под липою огонь на Иванов день, и там плясали во всю ночь с песнями, которые оканчивались припевом: «Лиго! Лиго!»
Еще и посейчас, сказать к слову, в Риге существует песня, которую нужно отнести к этому празднику.
Лиг Ульяна, баба пьяна,
В Риге жила,
Вино пила,
Лиго! и пр.
1 См. Абевега русск. суеверий. 1786.
2 См. Краткое обозрение мифологии русс. слов. Строева. М., 1815.