Юрьев или Егорьев день (Весенний и осенний)

День Святого Георгия Победоносца празднуется по весне 23 апреля, а по осени 26 ноября и весьма чтим в простом народе.

В этот праздник по весне в некоторых местностях закликали весну, так как этот день был сроком хозяйственных условий и временем выгона скота, почему народ и называет Егорья скотопасом, покровителем домашнего скота и пастухов. Св. Георгий почитается даже и турками, по словам проф. Снегирева, так в этот день открывается пастушеский год и празднуется семейным пиршеством, на котором съедают первенца из стада1.

Скандинавы св. Георгию придавали почти те же самые качества, которыми обладал их бог Один или Тор, а славянский – Перун.

У скандинавов даже было предание, что Тор или Тур одержал победу над драконом; когда по низвержении в Скандинавии язычества был поставлен образ арх. Михаила, то народ стал смешивать действия и лица того и другого. Изображения эти остались на древних храмах Скандинавии.

Наконец день весеннего Георгия и осеннего Михаила Архангела служили в Германии, а потом и у нас в России сроками наймов полевых работ; эти дни сопровождались в Дании, Германии и Швеции различными языческими обрядами, и посейчас в Литве и Польше существует этот порядок в рабочих сроках.

У сербов в день св. Георгия рано поутру, еще до солнечного восхода, начинают купаться. Этот день статутом Марии Терезии (Urbarium, 1791) назначен был крестьянину сроком для перехода от одного господина к другому, как то бывало и у нас в России до введения крепостного права (XVII в.), а в день св. Михаила – срок для предварительного с обеих сторон объявления.

Сербы, иллирийцы, далматы и черногорцы в день св. Георгия поют молебен на колодцах и родниках и, окропив св. водою скот, гонят его вербою в поле, как то бывает и в России.

У Карпатской Руси, в Берегском, Угочском и Унгварском жупанствах в Венгрии выгоняется скот в ночь Юрьева дня на самой заре, и в это время, по их мнению, будто бы снимается власть ведьм над рогатым скотом. Понятно, что скот, выбравшись на паству и на свежий корм, по натуре своей будет здоровее, чем зимою, закупоренный в хлевах и в сырости, в несвойственной и чужой атмосфере, зараженной гнилью и газами. Если не ведьмы, то сами хозяева часто виною болезни и слабости скота в зимнее время.

От Юрьева до Дмитриева дня полгода был срок у болгар, турок и сербов. В Болгарии в дни св. Георгия, св. Параскевы и св. архангела Михаила приносят этим святым в жертву агнца, которому к рогам прилепив по свечке и окурив его ладаном, режут его над сосудом так, чтобы ни капли крови не попало на землю; этой кровью накладывают на маленьких детей кресты на лбу, щеках и на подбородке.

Потом, зажарив агнца, съедают с молитвою, а кости зарывают в землю. То же делается с некоторыми переменами в Сербии, Боснии и Герцеговине.

В Минской губернии в Юрьев день святят хлеб.

В Малороссии празднуется как весенний, так и осенний Георгий, ибо праздник церковный в честь освящения храма Георгия на златых воротах установлен был в Киеве в подражание греческому. Там употребителен был законный обычай перехода крестьян от помещика к другому, и там даже родилась поговорка: «От тоби бабо и Юрьев день», то есть: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

В Костромской губернии в Чухломском и Кологривском уездах об Егорьеве дне ведется поговорка: «В поле стадо гонять и Егорья окликать».

Там Егорьевское окликанье состоит в следующем:

Мы вокруг поля ходили,
Егорья окликали,
Макарья величали.
Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотинку
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым под месяцем,
Под красным солнышком,
От волка от хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого!

Некоторые историки приводят на рассмотрение свои догадки, что Игорь не есть ли Егор, происшедшее от Георгия?


Первый Спас Русский народ Прасковия Пятница



КОММЕНТАРИИ

1 Voyage dans le Gréce, par. T. C. Ponqueville, à Paris, 1820.