Поминовение усопших родственников введено в нашу христианскую религию, по нашему мнению, на основании воспоминаний, быть может, на памяти о лицах, заслуживших себе доброе имя по части своей деятельности, знаменитости, которые успели поддержать честь и имя своему потомству. Действительно, весьма важно для поддержания не только родовой гордости, но даже просто для своей родословной, знать, кто был дед, прадед, от кого я произошел и прочее, это даже интересует простолюдина. Каждый человек из-за этой родословной ветви имеет часто большую родню; то же самое воззрение имеет закон церковный для каждого вступающего в брак, здесь, конечно и бесспорно, имеется в виду святое уважение к родной семье, а также к памяти родичей, которую чтить предписывает нам христианский закон. Итак, память об отживших свое время жизни у нас укореняется непременно вследствие какой- либо особенности деяний или же вследствие подвигов, полезной деятельности и т.д. Так мы помним историческую жизнь Ивана Грозного, Петра I, Екатерину как замечательных царствовавших особ, известных по их деятельности; не менее того помним: Суворова, Кутузова и других по своим воинским подвигам. Но ведь помним, благоговеем и только. За своим же родичей мы воссылаем к Богу теплые молитвы и даже в известные дни служим панихиды, даже за тех, которые вообще жили в бедности и вовсе не были историческими лицами в государстве.
В этом случае нам необходимо с вопросом о поминовении усопших лиц обратиться к истории, не почерпнем ли мы там каких сведений; а ведь это весьма важно, потому что иначе никак не можем понять хорошенько, почему мы поминаем лиц усопших, совершенно исчезнувших с лица земли, известных только по имени.
В объяснение всего вышесказанного мы последуем разным писателям.
Мишле говорит, что погребение человека выражает его сочетание с матерью землею, его кормилицею, что памятники суть стражи его и земли. Это, конечно, не ново, напротив, старо даже: мысль о памятнике ясно говорит о том, что он воздвигается для того, чтобы было всегда возможно найти место, где похоронен труп, а по надписи узнать, кто он и когда умер. Затем: хоронить труп значит прямо сохранить себя или другого от заразы, так как на поверхности земли разлагающиеся трупы – вред и порча воздуха, а следовательно, и дыхания. Мишле увлекается в идеализм, избегая истины.
Но в основах самой древней из религий было то, что по смерти смертного остается навсегда нечто такое, что связует мир внешний с миром духовным. Чествование при погребении умершего было вменяемо в священную обязанность, какая налагалась природою, божеством и волею самих умерших, так, по верованию римлян, согласном с этрусским учением, тени (должно быть, так же, как по-нашему души) являлись три раза в году на землю: в конце августа и в начале октября и ноября. Дни этого таинственного сообщения мертвых с живыми почитались черными или священными. В это время не предпринимали никаких важных дел (atri).
Точно так же и в России, по старому народному поверью, в промежуток времени между Казанскою и Дмитриевым днем, или осеннею Родительскою, не начинается свадеб по случаю неблагоприятного исхода.
Праздник всех душ у римлян (festum omnium animarum), хотя языческий, стал в начале X века отправляться римско-католическою Церковью.
4 ноября ежегодно и совершенно совпадает с нашей осенней родительскою, особенно исполняемой народом. Этот праздник сопровождался молитвами и приношениями об усопших и, как говорит один немецкий ученый, был основан на веровании в чистилище.
Праздник Всех Святых, который считается 1 ноября, еще и доныне сопровождается языческими обрядами у шотландцев и у северных поселян Германии и починается как позднейшее начало зимы; в это время зажигают огни (засидки) и считают их огнями мира и спокойствия покойников и в память сих последних. Также и в Дании – как мы находим – 2 ноября празднуют память душ Sialudag, и замечательно то, что в это же время египтяне и персы, как о том свидетельствует Гомер, тоже ублажали тени усопших.
У римлян существовали заупокойные пиры, известные под именем silicernia, inferniae, coenae ferabs, точно так же у греков περιειπνα, έναγιδηα. Как жертвам усопшим или, по тогдашнему понятию, «теням», которым они приносили ежегодно в дни поминок или родительских (parentaba) на гробницы вино, мед, масло, яйца, плоды и цветы. Точно так же и древние евреи иждивали хлебы свои при гробе праведных1, преломали в стенании хлебы на гробе родителей и вкушали чашу утешения2.
Так вспоминает история о древних поминовениях. Что же касается до христианских поминок, то они, по словам проф. Снегирева, были остатками блаженного поминовения христианских мучеников, трапезами любви, искаженными впоследствии злоупотреблением3.
Св. Августин в беседе своей de sanctis удивляется неверию и суеверию тех, которые ставят на гробы покойников кушанье и питье в том убеждении, что души усопших вкушают сии приношения.
В оправдание такого народного убеждения скажем, что все языческие народы были полны веры в то, что и за гробом кушают.
Византийские писатели упоминают об одном пиршестве VI века в честь мертвых (тризна), в которое греки напали на славянское войско, в то время занятое сими обрядами, и разбили его4.
Нужно заметить о славянских тризнах кое-что. У нас в истории часто повторяется слово «тризна». Это слово сходно с богемским ... умерщвление, терзание, объясняется в словаре Памвы Берынды – поединком, а ширмирством, по словам пр. Нестора. Из этого видно, что тризна сопровождалась борьбою и нередко такими терзаниями, которые сопровождались даже убийствами или увечьем, понятно, что эти утехи были между прочим – кулачки. По древним обычаям у немцев, наследник умершего должен был тридцать дней поминать покойника по церковному обряду и в то же время выставлять у себя в окошке те кушанья, которые любил или вообще питался усопший.
1 См. Товии IV, с. 17.
2 Иеремия. XVI, 7–8. XXII, 9–18.
3 См. Дни Богослужебные Правос. Грек. Росс. церкви. Соч. М. Дебольского. Спб., 1838.
4 Stittere. Memoriae Populoram. T. II. P. 61.