В Литве и в некоторых местах Белоруссии пред наступлением поминального или задушного дня простой народ заказывает обедню целым семейством и в церкви раздают милостыню бедным, а потом по окончании обедни идут на кладбище, где около получаса громко рыдают над могилами своих родственников и вечером возвращаются домой, где и поминают усопших; тайком готовится пирушка в часовне или в пустом доме близ кладбища, там делают стол с разными блюдами и напитками и вызывают души покойников, зажигая вино и лен, и по цвету пламени судят о явлении душ; призывают следующим образом: «Что потребуешь, душечка, чтобы попасть на небо? Не хочешь яства и питья, оставь нас в покое; а если не послушаешь просьбы, то во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Видишь господний крест! аквишь!»
В понятии простого народа, что песни, яства и причитания будто бы доставляют отраду душам, находящимся в чистилище, и что будто души покойников за это живым внушают полезную мысль или совет.
В таких местностях, где нет поблизости кладбища, там пир устраивается в доме. Когда стол оканчивается, хозяин дома берет утиральник, то есть полотенце, и один конец его вывешивает за окно, а на другом конце его ставит рюмку водки или стакан воды и кладет по кусочку всех кушаний, приготовленных в честь воспоминания умерших родственников и знакомых. Поверье говорит, что к утру все пропадает, а что остается, то отдают нищим1.
То же самое исполняли евреи в свои семидневные Босины. У них для очищения грехов приносился в жертву по жребию козел, а другой в пустыне сталкивался или сверху горы2.
Поэтому, замечает проф. Снегирев, пир и чествование козла у литовцев и славян должны быть заимствованы от евреев.
Вместе с дедами или большими Осенинами в Минской и смежных с нею губерниями обыкновенно отправляют 6 ноября прикладины, то есть обкладывание могил дерном. Малые и средние Осенины празднуются в Госпожку.
Что касается до слова «Осенины», то в старом русском языке так называлось осеннее время, что упоминается в рукописях. Эта часть года считалась удобной, как в Малой, так и в Белой Руси, для совершения всяких торжественных и важнейших в семейном быту обязанностей, сюда принадлежали, между прочим: поминки, свадьбы и т.п.
В Православной Церкви считается семь Вселенских панихид:
1) В пятницу вечера пред постом Филипповым.
2) В субботу пред Рождеством Христовым.
3) В Мясопустную неделю.
4) Марта 15.
5) В субботу пред сошествием Св. Духа.
6) В субботу пред Петровым днем.
7) В субботу пред Успеньем Пресвятые Богородицы.
1 Lud Polski. pr. L. Golebiowskiego. Warchawa, 1830. Не поддерживали ли это суеверное поверье мыши, кошки или просто голодные прохожие?
2 См. Иудейские письма к Вольтеру. Ч. V и VI. Пер. Снегирева. М., 1836.