1. От зубной боли. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Господня Храмина тебе не гарывать, у раба Божия (имярек) зубам не болевать отныне и до веку, во веки, аминь. (Сей заговор от зубов проговори трижды. Которая изба на другое место переставлена, приди и отковырь щепочку, и положи на больной зуб, как раз проговоришь, избе поклонись1.)
2. То же. Матушка крапивушка, святое деревцо! Есть у меня раб Божий (имярек), есть у него на зубах черви, а ты оных выведи; а ежели не выведешь, то я тебя высушу; а ежели выведешь, то я тебя в третий день отпущу. (Проговоривши, крапиву, растущую на свободе, привязать книзу, то есть, преклонив к земле, а на третий день отвязать.)
3. То же. В полночь, когда часы начнут бить 12, в то время сходи к церкви, и укуси трижды коренную паперть (у главного входа), и три раза скажи: Как камень сей крепок, так закаменей зубы мои крепче камня. (При сем три раза плюнь и поди прочь, и не оглядывайся, и прочти три раза «Верую».)
4. То же. На море на Океане, на острове на Буяне, стоит соборная апостольская церковь, стоит Мать Пресвятая Богородица, и преподобный Антипий, зубной исцелитель. Он просит и молит угодников Божиих о рабе Божием (имярек), как бы у вас, угодники Божии, зубы не болели, так бы у р. Б. (имярек) зубы не болели. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь, аминь, аминь. (Наговори на сучок, или редьку, или на сучок ели.)
5. То же. Каин! Каин! Каин! Вели спросить брата своего Авеля: не болят ли у него зубы? Нет. – Так бы у раба Божия (имярек), нет. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь, аминь, аминь. (Наговори на соль и клади на зубы.)
6. То же. Если пойдешь случайно улицей и найдешь кость бараньей челюсти, то перекрестись три раза и говори три раза: «Отче наш». Потом скажи еще три раза: «Кость ты моя, кость зубная! Избави меня от зубной ломовой болезни, а я тебя избавлю от мокроты». – И, взяв эту кость, подоткни ее в горнице, где в сухое место, и будешь здоров.
7. То же. Заря зарница, красная девица, полуночница! В поле заяц, в море камень, на дне Лимарь. Покрой ты, зарница, мои зубы скорбны своею фатою от проклятого Лимаря; за твоим покровом уцелеют мои зубы. Враг Лимарь, откачнись от меня, а если будешь грызть мои белые зубы, сокрою тебя в бездны преисподние. Слово мое крепко! («Сказания рус. нар.» Сахарова. Том I. Чернокнижие, с. 22.)
8. То же. Месяц ты, месяц, серебряны рожки, златые твои ножки. Сойди ты, месяц, сними мою зубную скорбь, унеси боль под облака, моя скорбь не мала, не тяжка, а твоя сила могуча. Мне скорби не перенесть. Вот зубы, вот два, вот три; все твои; возьми мою скорбь. Месяц, ты месяц, сокрой от меня свою скорбь. («Сказания рус. нар.» Сахарова. Том I. 1847. Чернокнижие, с. 23.)
9. То же. Иду я не улицею, не дорогою, а по пустым переулкам, по оврагам, по каналам. Навстречу мне заяц. Заяц, ты заяц: где твои зубы? Отдай мне свои, возьми мои. Иду я не путем-дорогою, а сырым бором, темным лесом. Навстречу мне серый волк. Волк, ты серый волк, где твои зубы? Вот тебе мои зубы, отдай мне свои. Иду я не землею, не водою, а чистым полем, цветным лугом. Навстречу мне старая баба. Старая ты баба, где твои зубы? Возьми ты волчьи зубы, отдай свои выпалые. Заговариваю я зубы крепко-накрепко у раба (такого-то), по сей день, по сей час, на веки веков. («Сказания рус. нар.» Сахарова. Т. I. Чернокнижие.)
10. То же. Марфа, Мария и Пелагея, три сестры Лазаревы, подите к своему брату Лазарю, спросите у своего брата Лазаря: не ломит ли у него кости? Нет, сестрицы! Не болят у меня зубы, не ломят у меня кости. Заговариваю я раба (такого-то), чтобы у него не болели кости, не ломили зубы по сей час, по сей день, по всю жизнь. Чудо водяной! Возьми зуб ломовой у раба (такого-то). Не болят у раба (такого-то) зубы. Болят зубы у кошки, у собаки, у лисицы, у волка, у зайца, у крота, у быка, у коровы, у свиньи, у лошади, у козла, у барана, у овцы, по вся дни, по все часы, по всю их жизнь, злым мученьем и сокрушеньем. («Сказания рус. нар.» Сахарова. Т. I. Чернокнижие.)
11. То же. Если у какого человека болят зубы, то берут щепотки в соль и кладут на зубы.
Стану я, раб Божий Н., благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, в чистое поле за дворами, на восточную сторону, по пути же мне святой Авраам, Исаак, Яков, насупротив их в синем Океане-море плавает утоплый мертвого человека труп, а по под ясному небу летит ясный сокол. И спрашивают святой Авраам, Исаак и Яков: что ты, утоплый мертвого человека труп, не болят ли у тебя зубы, не щиплет ли щеки, не грызет ли алаков? Ответ им держит мертвый труп с синего моря: Св. Авраам, Исаак и Яков, у мертвого человека не болят зубы, не щиплет щеки и не грызет алаков, а у ясного сокола не пришевают губы, так же у р. Б. Н. не болели бы зубы, не щипали бы щеки, не пришевели губы и не грызло бы алаков, век по веку, отныне и до веку. Будьте мои слова крепки, как камень на воде, и на земле, на хлебе и соли. Всем моим добрым словам небо ключ, земля замок и ныне, и присно, и во веки веков, аминь. (Наряд Устьнад. удел. приказа о достав. в Арханг. конт. этногр. свед. 1847 г. за № 60.)
12. То же. Говорить три раза на вино:
Яость есть остров, Яость полон людей, Вень при своей простоте, и хвалится Архан на Русь побывать и Русь (воевать?) и молюся я, раб Божий (имярек), Пречистой Богородице, чтобы Архану Царю на Руси не бывать, Русь не воевать; так бы у меня, раба Божия (имярек), зубному недугу не бывать, щекам не пухнеть, зубам не болеть, в полнее месяце и в ущерби месяце. Моим словам небо и земля – ключ и замок. Аминь, аминь, аминь. (Из стан. рук. сборника, получ. из с. Ваймуги, Холмогор. уезда.)
1 См. Таинственные чары.