1. Заговор на посажение пчел в улей. Пчелы роятся, пчелы плодятся, пчелы смирятся. Стану я на восток против дальней стороны и слышу шум и гул пчел. Беру я пчелу роя, окарая сажу в улей. Не я тебя сажаю, сажают тебя белые звезды, рогоногий месяц, красное солнышко, сажают тебя и укорачивают. Ты, пчела, ройся у (такого- то), на округ садись. Замыкаю я тебе, матка, все пути- дороги ключом, замком; а бросаю свою ключи в Океан- море, под зеленый куст; а в зеленом кусте сидит матка, всем маткам старшая, сидит и держит семьдесят семь жал, а жалит непокорных пчел. А буде вы, пчелы, моим словам не покоритесь, сошлю я вас в Океан-море, под зеленый куст, где сидит матка всем маткам старшая, и будет за ваше непокорище жалить вас матка, в семьдесят семь жал. Слово мое крепко! («Сказания рус. нар.» Сахарова. Т. I. Чернокнижие)
2. Пчелиные слова. Изосим и Саватий Соловецкие, которые, по преданию, первые ввели пчеловодство, даже на Соловецком острове, признаны были распространителями и покровителями пчел и бортей во всей русской земле. В народе составился особый молитвенник, вроде целого молебна, об изобилии и сохранении пчел в ульях пчеловода. Устав чтения этого молитвенника таков: «Сей молитвенник и свиток читать на праздник Благовещения Пресвятые Богородицы, на Вербное и Светлое Христово Воскресение, между заутренями и обрядами, в мшанике или на пчельнике. И высеки из громовой стрелы огня, и положи в чистый сосуд, и в тот сосуд положить росного ладану, и окружить на пчельнике или во мшанике и поставить свечу Изосиме и Саватию, Соловецким чудотворцам, и помолиться им с верою и держать сей свиток в самой чистоте, три раза, аминь».
В молитвеннике этом после прославления «благости Господа, к уповающим на него», состоящего из псалма: «Живый в помощи вышняго» и прочее. Читается дважды, молитва к пчелам: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного раба своего (имярек). Господи, благослови, аминь». Затем следуют самые молитвы. Их всех семь. Программа нашего издания не допускает поместить эти молитвы; но тем, кто желает поближе познакомиться, то просим читать № 1 журнала Мин. народного просвещения, статью г. Щапова, с. 52–54. (Ист. очер. нар. мироз. и суеверий.)