Подход происходит от глагола подходить. Заговоры на этот случай, как увидим, точно так же, как и молитвы, употреблялись и употребляются в том случае, когда приходилось подходить к важному лицу с просьбою, с покорностью или с повинною головою; вообще кого-нибудь умилостивить или расположить в свою пользу.
1. Заговор на подход вообще. Стану я, раб такой-то, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами; выйду я в чистое поле, стану на восток лицом, на запад хребтом. Акиры и Оры, и како идут цари, царицы, короли, королицы, князи, княгини, все православные роды, и не думают зла и лиха, такожде и на меня, раба (такого- то), не думали бы зла и лиха, как цари, царицы, короли, королицы, князи, княгини и все вельможи, и все православные роды, возрадуются и возвеселятся, такожде меня, раба (такого-то), увидели бы цари, царицы, короли, королицы, князи, княгини, и все православные роды христианские, возвеселились: и как не видит мати отлученного дитя многие лета, а увидит возвеселится, и возрадуется зело весело и радостно, такожде меня, раба такого-то, увидев, возрадовались бы и возвеселились цари, царицы, короли, королицы, князи и княгини, все вельможи, и все православные роды христианские. Как не можно небесные колесницы превратить, такожде вы меня и моих слов не могли бы превратить во веки веков. (Сообщено г. Порихиным и помещено в I томе «Сказаний русс. нар.». 1841.)
2. Подход пред царские очи. Господи, благослови! Как утренняя заря размыкается, Божий свет рассветается, звери из пещеры, из берлог выбираются, птицы из гнезд солетаются, так бы раб Божий Н. от сна пробуждался, утренней зарей умывался, вечерней зарей утирался, красным солнцем одевался, светлым месяцем подпоясался, частыми звездами подтыкался. Покорюсь и помолюсь. Вы же, кормилицы царские очи, как служили царям, царевичам, королям, королевичам, так послужите рабу Б. Н. день послужите и ночь послужите, поутру рано, и в вечер поздно, в каждый час, в каждую минуту, век по веку и отныне до веку. Ключ и замок словам моим. (Из старинного сборника. См. Материалы по Этногр. Арх. губ. 1878. Часть 2.)
3. Подход ко властям. Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду, перекрестясь, помолюся я и поклонюся Воскресению Христову. Как к тебе, Воскресение Христово, на праздник на Христово Воскресение ходят цари и царевичи, князи и бояре, цари и царевичи, бояре и священны ереи, а вся православна христиана, на тебя, на Воскресение Христово, не супаются, не сердятся, не ретуются, лиха не думают, зла не творят, тебе, Воскресению Христову, всегда радуются и веселятся и поклоняются тебе, Воскресению Христову. Тако же бы на меня, раба Божия (имярек), цари и царевичи, князи и бояре, и великие вельможи, и священные ереи, и вся православные христиане не супались, не сердились, не ретовались, лиха не думали, зла не творили, всегда б мне, рабу Божию (имярек), радовались, веселились и поклонялись бы мне, рабу Божию (имярек), по вся день и по всяк час и по всякое время. Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду, перекрестясь, помолюся и поклонюся самому Иисусу Христу, Царю Небесному. Сам Господь Иисус Христос обвертит во облака меня, раба Божия (имярек), покроет красным солнцем, подпояшет зарею утреннею, подтычет частыми звездами. Как тебе царю и царевичи, князи, и бояре и великие вельможи, и священные, и вся православные христиане радовались и веселились солнцу красному и свету белому, заре утренней, дитяти своему милому, Марии Божии, хлебу и соли, такоже бы мне, рабу Б. (имярек), цари и царевичи, князи и бояре и великие вельможи, и священные ереи, и вся православные христиане радовались и веселились и поклонялись бы мне, рабу Б. (имярек), по всяк день и по всяк час, на всякое время, всегда, ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Слава тебе, Христе Боже, Упование наше, слава тебе. (Из того же источника, что и предыд. № 2.)
4. Подход к начальству. Спать и стать поутру рано не мывши, взять чистые воды и с той воды вымыть Спасителев образ и Богоматерин образ с предвечным Младенцем, и как вымоешь, в той воде наговаривай, а как наговоришь, вымой лицо свое и той воды оставь ложки три, а как оставишь той воды, и побрызжи шапочный плат, а как побрызжешь, приди ко властям и платом тем потри лицо свое и говори:
Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа. Стань я, раб Божий (имярек), благословясь, поутру рано и пойду далече в чистое поле, от отца благословен и от матери прощен, и от роду и от племени, ближнего и дальнего; войду далече в чистое поле и стану на восток лицом, а на запад хребтом. Земля мать, небо отец, заря Мария, заря Маремьяния, красное солнце в очи вставлю, млад светел месяц в тын положу, частыми звездами подтычусь, ризой Господнею, нетленною, прикроюсь. И как зрят цари, и князи, и бояре, и всякие пестрые власти, и все православные христиане, и как зрит сия власть на Господа Бога Саваофа, и на ангелов и на архангелов, и на херувим, и на серафим, и на апостолов, и на пророков, и на всяких святителей, и на красное солнце, и на млад светел месяц, и на частые звезды, и на луну небесную, и на вышную. И не думают они, цари, и князи, и бояре, и всякие пестрые власти, и все православные, и не думает ни на Господа Бога Саваофа, и на ангелов, и на архангелов, и на херувимов, и на серафимов, и на апостолов, и на всех святых святителей, и на красное солнце, и на млад светел месяц, и на луну небесную, и на вышнюю ни зла, ни лиха, и на меня, раба Божия (имярек), и казался бы я, раб Божий, властям ним в очах краснее красного солнца, светлее светлого месяца и частых звезд, всегда, ныне, и присно, и во веки веков, вся крепость святого Духа, аминь, аминь, аминь. (Заговор из того же источника, как второй и третий.)
5. Подход к начальству. Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его. Сколь был царь Давид смирен, и кроток, и милостив, так бы были у меня, р. Б. Н., все начальные и чиновные люди и судьи праведные, смиренные и кротки, и милостивы. (Записано помощн. миссионера, г. Батраковым.)
6. Заговор для идущего в суд. Иду я, раб Божий (имярек), к рабу Божию (имярек) от Духа Свята, и от Христовой печати, от Спасовой руки, от пречистого замка, от престола Господня. Ангел мой, хранитель мой, сохрани мою душу, мой дом, сердце мое прими к себе, в приятие раба Божия (имярек), ключ небо, земля – замок, аминь.
Богородице Дево, радуйся (до конца прочитать). И с востока идет Господь наш Иисус Христос, и с полудня Михаил Архангел, с вечерней зари Николай Милостивый, городят каменную ограду около раб. Б. (имярек), замыкает тремя замками, тремя ключами; ключи относят в океан- море, под кит камень, в щуку рыбу; кто может океан море выпить, тот может и меня, раба Божия (имярек), осудить и оговорить; ключ – небо, земля – замок. Аминь, аминь, аминь. (Из рукописной книжки Г. Д. Книголюбова.)
7. Чтобы власти и судьи были милостивы. Господи, благослови, Отче! Одеясь светом, яко ризою, покрываюсь облаком, препояшусь поясом Пресвятые Богородицы, Милостивые заступницы! Свяжи уста, и язык, и гортань у князей, и у боярей, у правителей, и у всяких властей, и у приказных служителей. (См. Таинственные чары.)
8. Оберег против суда и несправедливого обвинения. Иду я, раб Божий, из избы в дверь, из двора в ворота, в зеленые луга, в чистые поля, в темные леса, раб Божий (такой-то), не мой к кому иду: нашел тридесять волжанинов прутьев, лежат тридесять гробов, тридесять мертвецов; в тех тридесяти мертвецах сердца не разгораются, руки не приподнимаются, уста не отворяются, так бы у раба (имярек) на раба (имярек) сердца не разгорались, руки не поднимались, уста не отверзались, аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя. Христос с нами оставися, вчера и днесь и ныне. Ты еси Бог велик, пошли победить демонские силы и мне, рабу Божию (имярек), победить всех врагов, восстающих на мя неправедно, аминь, аминь, аминь. (Из рукоп. книж. Г. Д. Книголюбова.)