Кладом называется сокровище, зарытое в земле. Встарь, как известно, некуда было прятать или отдавать под верное обеспечение сокровище во время отъезда или из опасности грабежа со стороны неприятеля или бродяг, разбойников, скитавшихся по России шайками. И богатства, полученные из земли, вверяли ей же под сохранение. Эти богатства преимущественно состояли из приобретенного золота или серебра в монетах и вещах, и реже в драгоценных каменьях.
Если припомнить только, как пытали разбойники богатых людей огнем, то легко понять и то, что более злой обладатель богатства, со своей стороны, принимал все меры и хоронил их, как можно лучше и потайнее, то просто, то с зароком, то есть с заклинанием, иначе с завещанием (словесным заговором) на имя какого-нибудь лица или человека, а часто на такого человека, которому попадется запись или бумажное завещание, в котором между прочим описано место, где положен клад. Случается и так, что завещатель при зарывании клада делает заклинание, что клад этот зарывается на столько-то голов, значит, достанется тому, кто будет из числа пытавшихся взять клад сверх означенного числа лиц. По понятию кладовщиков, клад, положенный на столько-то голов (например, «на сорок голов»), причиняет сорока кладоискателям смерть, а сорок первый кладоискатель получает клад беспрепятственно. Рассказывают, что клады показываются по ночам, в виде светлых огоньков над тем местом, где клад схоронен, и обыкновенно в ночное время иногда в виде свечи горевшей; также, говорят старожилы, что свеча показывается горящей пред иконой. Тут нужно сделать удар по той вещи и сказать: аминь, аминь, рассыпься! И будто клад покажется в виде котла, сундука с разными драгоценностями и монетами, то в виде бочонка, а то иногда многих бочонков. Иногда, говорят, клад показывается в пустынном месте человеку в виде какого-либо животного или птицы и показывается, кому должен достаться этот клад, не однажды и всегда на одном месте. Тут нужно, по словам автора «Абевега», иметь предосторожности, потому что опыт взятия клада сопряжен с различными опасностями страхом, так как черти, оберегающие этот клад, угрожают опасностью жизни, крича: «Бей! Жги! Режь!», и потому тот, кто приобретет клад, должен, не озираясь назад, зааминить место и брать с собою денег, сколько можно. Иногда случалось, что сокровища клада можно выбрать в несколько раз, но иногда случалось, что все, в первый раз взятое, было и последним. После того клад не открывался.
Один крестьянин нашел клад, который ему дался или открылся, взял с собою денег, сколько мог, и ушел, заметив место, и сказал, между прочим, кладу, что он по истечении такого-то (сказал время) возвратит деньги. Так и случилось, он принес в свое время и возвратил деньги в клад. Так повторился заем несколько раз. Только однажды крестьянину не удалось этого исполнить в срок, хотя он и произвел уплату, но спустя несколько времени. Что же? Клад более не открывался крестьянину. Да и сам он потерял все, что приобрел при щедрости клада.