В народе и до сих пор существует убеждение в волшебном свойстве растений. Некоторые из них существуют в народе, а не в ботанике.
Волшебный горох1. Возьмите и убейте весною змею, разрежьте ей брюхо и, положив в брюхо три горошины, заройте в землю. Когда вырастет цвет, то сорвите его в полночь или в полдень, закатайте его, будучи в чистоте сами, в воск и положите в рот; то вы можете узнавать, что у каждого человека на уме.
Калина считается полезною относительно своего сока, которым нужно примачивать раны на теле.
Папоротник, папорот, кочедыжник. Папоротник принадлежит к тайнобрачным растениям и потому к таким, которые не носят цвета. Между тем баснословное предание приписывает ему цветок серебристого вида, чрезвычайно блестящий, напоминающий собою огонек. Цветение продолжается в полночь не более часа.
Этот цвет, по народному верованию, очень полезен тем, кто желает быть умным и богатым; разумеется, как ни быть ему богатым и мудрым, кто может ухитриться до того, чтобы сорвать цветок с такого растения, на котором никогда его не бывает. Проще всего, что это светляк, то есть червяк, издающий в ночную пору фосфорический свет. Взявший, то есть сорвавший этот цветок, должен бежать домой, не оглядываясь, несмотря на преследование его чертями, которые непременно будут бежать и кричать ему, чтобы он воротился. И вообще стращают страшным образом. Обернувшийся погибает задушенным или станет безумным.
Поступают так: в Иванов день, достигнув куста папоротника (папороти) или Иванова цветка, собиратель должен вокруг куста на землю подостлать белой бумаги или холста, очертить вокруг себя лучиной обгорелой круг и наблюдать, предварительно сказав: «Талант Божий, суд Твой», и потом затем прочитать: «Да воскреснет Бог». Цветок этот употребляется также: для отыскания кладов, пред таким цветком открываются клады без препятствия, делаться невидимкою, иметь власть над чертями.
Плакун-трава. Трава плакун пользуется во всех деревнях и селах уважением и страхом. Чародеи создали об ней особенный миф, противный религии, и обставили обрядами, достойными сожаления.
Чародеи сбирают плакун-траву в Иванов день, утреннею зарею без всяких железных орудий, выкапывают ее корень. Простолюдины полагают, что это растение обладает удивительною силою: приводить в страх нечистых духов, смирять их и приводить в покорность. Этою силою обладают только корень и цветы. Знахари употребляют корень Плакуна для изгнания домовых, ведьм и нечистой силы, стерегущей клады2. Этой траве приписывают, что она заставляла плакать нечистых духов, отчего и получила название. Когда будешь при себе иметь сию траву, то все неприязненные духи ей покоряются. Она одна в состоянии выгнать дедушек домовых, кикимор и прочих и открыть приступ к заклятому кладу, который стерегут нечистые духи3.
С горестью упоминаем о суеверии наших поселян над этою травою. Может быть, наши слова дойдут до тех лиц, которые имеют хоть некоторое влияние на массу народа, известного или подведомственного кружка или области. Наши суеверы до того простерли свою дерзость, что раскрытие их проказ невольно приводит в негодование. Выкопавши траву плакун с корнем, являются в церковь, стараются с сею травою стоять в алтаре, держа в руке корень, обращенный на восток. В это время производят заговор:
«Плакун! Плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало, не катись твои слезы по чистому полю, не разносись твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, старым ведьмам киевским. А не дадут тебе покориться, утопи их в слезах; а убегут от твоего позорища, замкни в ямы преисподние; будь мои слова при тебе крепко и твердо. Век веков!»
Для них бывает недовольно сих вздорных слов; они вздумали еще одним образом придать особенную силу этой траве, о котором невозможно и упоминать. По словам г. Сахарова, эти заклинания и самое понятие о траве плакуне польского происхождения и внесено в наши народные цветники во времена самозванцев.
Трава колюка. Трава колюка собирается чародеями в Петровки, во время вечерней росы, засушивается, хранится в коровьих пузырях и раздается по особенному расположению птичьих охотникам. Поселяне думают, что ружье, окуренное этою травою, метко стреляет, и что ни одна птица не ускользнет от его выстрела, и что такое ружье нельзя заговорить кудеснику никаким заговором4.
Адамова голова. Трава Адамова голова находится в большом уважении у поселян. Чародеи, как и папоротник, собирают ее в Иванов день и хранят скрытно до Великого четверга. По народному понятию, чародейская сила Адамовой головы простирается только на диких уток. Охотники, получившие эту траву из рук записного чародея, окуривают все снаряды, употребляемые ими при ловле уток, в Великий четверг5, не иначе.
Впрочем, говорят также, что тот, кто имеет этот корень, везде бывает главою, душою общества и будет распоряжаться прочими6.
Крапивное коренье. Накопай крапивного коренья, иссуши, истолки, просей ситом, натирай лицо, руки и ноги – и не озябнет7.
Трава козлец. Возьми дрова и наклади жару в избе и на тот жар положи козлецу травы сноп и запечатай, ино с того духу помрут клопы8.
Корень свеклы. Свари корня свеклы в воде и тою водою поливай стены. Аще хочешь изморити, истопи избу ясневыми дровами да вмеси в печь конопляных головиц, как поспеют.
Трава галган. Трава галган тепла, суха и пригодна, имеет в себе много силы: хочешь кровь пускати, возьми галган в рот свой, своей силою выганивает. А кто его ввечеру порану ел и с вином земским держал, тот от женок испорчен не будет. Аще у кого язык болит, порохом тое же травы мажь. Аще которая рана вельми гниет, того же пороху смешай с медом, пресным, приложить на рану и уздравливает, и сушит9.
О чесноке. От духа чеснокового бегает всяк гад, который ядовитый. Кто так грызет, вельми вредительно есть очам. А кто приемлет по рассуждению, того да глисты, и змеи, и жабы изнутри выганивает. Чеснок в масле изжен двевянным и тем пользует елеем по укушению ядовитого зверя, где на теле не будь10.
Составы пластырей. 1) Спуск малхану живучему. Масло коровья два жеребья, ветчины сала жеребей, серы пихтовые жеребей, меду пресного жеребей – спусти вместо в горшке, на огне растопить да процедить сквозь плат. 2) О малхане гноючем. а) Сала ветчинного два жеребья, смолы жеребей, муки ржаные положить немного и согрети на огне в горшочке все вместе. б) Воску красного жеребей, сала ветчинного жеребей, смолы против всего того положить и стопить все вместе. 3) Спуск зелью щепотному. Масла коровья фунт, квашеного сала или коровья топленого осмой жеребей фунта, сала ворванья 10 золотников, да коневого калу свежего жечи к черепу на огне в белый пепел – положить четверть малой гривенки, да бити в стану на дню гораздо как сметана густа и в тепле не держать11.
Против плешивости. Аще у кого на голове волос нет, возьми коневью брюшину и сожги в пепел, да истолокши, просей мелко, столкши с древяным маслом, и мажь голову гораздо, да увязи платом – ино у человека волосы нарастут12.
То же. Коневий кал да козевий кал истолки с древяным маслом, мажь голову гораздо, обвяжи платом, в три дня волосы вырастут (?).
От рябин на лице. Мазать салом волчьим, ино сгонит, у кого – видение (лицо) рябо и угриловато.
То же. Колос (а?) пшеничной (аго?) цвет утри мелко и смешай с белок яичной, доспей, как масть (то есть мазь) и мажь – видение рябье будет гладко.
То же. Возьми мозг оленей из голеней, мажь видение. Плат новый избери и тем платом росу снимай со пшеничного колоса и той росой мой видение рябое и угриловатое. Дрожжи медвяные мазати.
Чернение волос. Варити в масле орешки чернильные и приложити (?) и развести в теплой воде жиденько, вшед в баню, не подать пару, вымыти бороду начисто, высушить и вытирать да пытать то зелье в бороду и в плат, да поседеть (то есть посинеть), чтобы не выпустить, да пытать рукою, не чернит ли руки, в те волосы вошли (вошло?) ли да вымойводою13.
Трава прикрыш. Трава прикрыш собирается чародеями от 15 августа до 1 октября. Люди, сведущие в чаровании, употребляют эту траву против свадебных наговоров. Когда невесту привезут из церкви в женихов дом, тогда знахарь забегает вперед и кладет траву прикрыш под порог. Невеста, предупрежденная вперед родными о действии знахаря, при входе в дом должна перепрыгивать чрез порог, если же она наступит на эту траву, тогда все эти наговоры обрушиваются над невестиною головою; в противном же случае жестокое их действие обнаруживается над людьми, желавшими несчастья новобрачной чете14.
Одолень-трава. Корень этого растения держать в доме очень хорошо; по мнению простонародья, кто имеет его в доме, в силах преодолеть разные препятствия; с ним можно ходить по разным судебным учреждениям, чтобы выиграть тяжбу, с ним можно победить сердце молодой девушки. Хорошо с него поить коров во время теления.
Сон-трава. Эта трава сбирается чародеями в мае-месяце при желто-голубом цветении, с разными обрядами и наговорами. Поселяне полагают, что она обладает пророческою силою – предсказывать людям во время сна добро и зло. Собранная чародеем с утренею росою, опущенная в холодную воду, она вынимается при полнолунии и начинает шевелиться. В это время поселянки кладут сон-траву под подушку и засыпают со страхом и надеждою.
Трава тирличь. Трава тирличь собирается под Иванов день на Лысой горе, близ Днепра, под Киевом. Поселяне думают, что эта трава обладает возможностью превращения и достается в удел одним ведьмам. Из тирлича выжимается сок, которым вытирают оборотни свои подмышки при совершении чар. Ведьмы, духи-оборотни проницательные, знавши свойство этой травы, стараются истребить ее. Кудесники и чародеи дорожат тирличом, как сокровищем.
Петров крест. Корень этого растения обыкновенно принимается суеверами за сильное средство для одоления демонской вражьей силы. Если кто несчастливо или неудачно живет, то советуют этот корень носить на кресте закатанным в виде порошка с воском от свечей, стоявших во время молебна пред Спасителем и Богоматерью.
Разрыв-трава, иначе прыгун, скакун. Это растение столь редко, что люди, только посвященные в таинство чернокнижия, могут находить его. Поселяне думают, что тот, кто имеет цвет кочедыжника, то есть папоротника, у кого есть корень плакуна, то всегда можно поздравить с обладанием этой драгоценной травы.
Чародеи приписывают этой траве разные свойства: разрезывать и разрушать железо, сталь, золото, серебро, медь на мелкие клочки. В народных преданиях доселе есть поверье о кладах, скрываемых по разным местам. В старину, говорят старики, разбойники зарывали награбленное имущество на известное число лет, запирали железными ключами, а ключи бросали в воду. Сила человеческая недостаточна бывает для разрушения дверей и замков, потому что нечистая сила, которой поручено стеречь клад, защищает его своею спиною. Кладокопатели издерживают большие деньги для получения разрыв-травы15.
Эта таинственная и баснословная трава достается человеку следующим образом: отыскивают гнездо черепахи и выжидают времени, когда черепаха, оставив гнездо с яйцами, уйдет из него. Тотчас же, не медля, гнездо огораживают железными гвоздями, вколотив их в землю и, устроив такой тын, удаляются, чтобы черепаха не могла видеть неприятеля. В известное время черепаха подползает к гнезду и видит, что при всех ее усилиях она не может взойти в свое гнездо, тогда она удаляется на некоторое время и затем возвращается обратно к гнезду с травою во рту, от прикосновения с которой каждый гвоздь вылетает. Тогда наблюдатель подходит уже смело к гнезду, берет траву и врезывает ее в ладонь левой руки, а не правой, иначе тогда ему нельзя будет держать в правой руке оружие. На основании свойства этой травы те арестанты не могут быть заключены в темницу, которые имеют эту траву, и освобождаются.
Трава нечуй-ветер. Эта трава, по сказанию чародеев, растет зимою по берегам и озерам. Простолюдины думают, что тот, кто обладает этою травою, всегда может: остановить ветер на воде, избавить себя и судно от утопления, наконец, ловить рыбу без неводов. День для собирания травы нечуй-ветер назначается у поселян 1 января, под Васильев вечер, в глухую полночь. Они думают, что в это время нечистая сила, прогуливаясь по озерам и рекам, бросает траву нечуй-ветер для уничтожения бури. При всем том люди зрячие не могут находить это растение; одни только слепые от рождения чувствуют присутствие его. Когда они наступают на эту траву, тогда их слепые глаза кто-то колет иглами. Если они умеют поднять и схватить их не руками, а ртом, тогда они обладают ею силою.
Рассматривая возможность получения этой травы одними только слепыми, мы смело можем сказать, что изобретатели этого чарования суть слепцы, бродящие по деревням, кочующие всю жизнь на счет ближнего. Доверенность к словам слепых людей и жалкое состояние привлекли на их сторону сердца простодушных поселян. Вот где возникло верование в траву нечуй-ветер, принимаемое всеми поселянами.
Девясил (enula companea). Если это растение сорвать накануне Иванова дня до восхода солнца, высушить эту траву и истолочь и смешать с росным ладаном, то после нужно сделать ладанку, носить, не снимая, на теле девять дней, а потом зашить в платье любимой особе, чтобы это было ей невдомек. По уверению крестьян и других простолюдинов, действие девясила оттого велико, что он заключает в себе девять сил.
Подсолнечник. Это известное всем растение, будучи сорвано в августе и завернуто вместе с волчьим зубом, по народному преданию, должно носить при себе на поясе; верят, что он сохраняет к носившему общее доброе расположение и избавляет от воров.
Спорынья, ржаные маточные рожки (Secal cornit). Наши крестьяне, пользуясь названием, встречают на колосьях ржи появляющиеся обыкновенно во время сырого лета черные наросты в виде рожков. Эти зернышки крестьяне… в припеке запекают в хлеб, между тем как это самый сильный яд, от которого можно умереть или, наконец, приобрести самые сильные припадки, сопровождаемые корчами, нервным расстройством, криками, стонами, тоскою и даже онемением в некоторых частях тела. Эта болезнь называется рафания или злая корча. Поэтому в таких случаях нужнее всего остерегаться рожков и, тщательно отделяя их, зарывать в землю, чтобы кому-нибудь не попало по ветру в рот.
Трава песий язык. Говорят, что эта трава, положенная с сердцем лягушки, привлекает к этому месте окрестных собак, а носимая под пальцем ноги будто бы избавляет от нападения собак, а повешенная на шею собаке заставляет ее вертеться до смерти. Этой траве приписывают такое свойство, что если ее положить по всем углам того помещения, где находятся мыши, то все они разбегутся.
Кильная трава. Такая трава известна в Костромской, Вологодской губерниях, а может быть, и в других северных лесных сторонах России, которая избавляет от зоба или от килы. Для этой цели накаливают кирпичи докрасна, кладут эту траву на кирпичи и предлагают больному держать лицо над дымом или парами, исходящими от накаливающейся травы, и прикрывают этого больного сверху наглухо и так, чтобы пары эти как можно более поглощались ртом16.
Трава железняк. Говорят, будто порошок этой травы, брошенный между разговаривающими, производит ссору.
Семена розанов. Семена розанов, повешенные с семенами горчицы и с ногою ласки, будто бы лишает плодовое дерево его плодов.
Чернобыльник. В первых числах сентября или в конце августа нужно нарвать чернобыльника и зашить в шкурку молодого зайца, которую если носить в виде подвязки, то говорят, что человек приобретет такую ловкость на бегу, что может бежать скорее лучшей лошади.
Бузина. Бузинной трости приписывают волшебное свойство оберегать и защищать путника от опасных зверей и злых людей, для сего советуют поступать так:
Накануне праздника «всех святых» срезать бузинную трость желаемых размеров, и с нижнего конца выдолбить мягкую сердцевину, и в эту пустоту положить волчьи глаза, языки от трех зеленых ящериц, сердце собаки и три ласточкины сердца, все это, превращенное в порошок, должно положить в сказанную пустоту. К этому порошку нужно прибавить порошка железняка и прикрыть железным набалдашником.
Ятрышник. Кукушкины слезы. По народному преданию, ятрышнику приписывают свойство делать бег лошади быстрым и неутомимым; для этого к овсу нужно примешать горсть ятрышника, изрезанного в мелкие кусочки, и пред тем временем, как ей нужно бежать, смазать брюхо и ноги оленьим жиром, а на шею привесить два волчьих зуба17.
Крапива. Крапива, по народному преданию, одарена свойством определять или лучше угадывать, будет ли больной жить или умрет? Для этого только что в отлитую больным мочу положить несколько свежей крапивы и дать в моче крапиве мокнуть. Ежели по истечении суток крапива высохнет, сожмется и потеряет цвет, то больной умрет. Когда же крапива останется зеленою и как бы свежею, то больной выздоровеет.
Крапива также употребляется в простонародье от ломотного ревматизма, простуды… Для этой цели крапиву вяжут в веники и нажигают (секут, нахлестывают) больное место. Для этого употребляют всегда свежую крапиву, только сорванную18.
Петуния (петунея). Это известное садовое растение. Ему приписывают свойство сохранять от опьянения, что очень важно было бы для людей, много употребляющих спиртные напитки. Говорят, что для этой цели стоило только пред отправлением на бал или на званый обед, на пирушку, принять две ложки порошка этой травы и запить ложкою оливкового масла.
Трава чистотел. По народному понятию, если эту траву носить кому-нибудь при себе, тот человек будет всегда жить со всеми в мире и правым на суде.
Ноготки. Ноготкам придается такое же значение, как и чистотелу; арагонский король Иоанн советует присоединить к этому волчий зуб и, завернув в лавровые листы и в материю из голубого шелка, носить при себе.
Любовные яблоки. Это такие яблоки, чрез которые можно снискать внимание и любовь желанной особы. Делается это очень просто: стоит только разрезать яблоко пополам, в середину его положить записку с именем любимой особы и выложить на солнцепек. Будто бы, по мере того как яблоко будет сохнуть, будет страдать и любимая особа.
Трава блекота. Этой траве приписывают такие могущественные свойства, что кто держит ее в руке, тот не боится никакой опасности. Она не может, будучи брошена в воду, привлекать рыб и делает их ручными.
Дурман (Datura). Растение это, произрастающее близ мест, куда сваливают всякую нечистоту или где есть много трупов, содержит в зернах своих одуряющий (наркотический) яд. Так как он действует на мозг и глаза с расширением зрачков на последних; на мозг же действует так, что притупляет его постоянную разумную деятельность и развивает ложное воображение до того, что производит разные видения, это и побудило как средневековых алхимиков на Западе, так и наших знахарей и чародеев употреблять его как средство для исполнения каких-либо хитрых замыслов; а мошенники нашего времени употребляют его как средство легко и скоро обобрать простака. Некоторые ветреные жены употребляли это средство, чтобы усыпить бдительность мужей. После приема этого дурмана свет делается утомительным, и они ясно видят в темноте, причем все предметы увеличиваются в своих размерах. Химически можно извлечь яд датурин19.
Сонная одурь, белладонна (Atropa belladonna). Ягода этого растения, черная и блестящая, много похожа на вишню, отчего в деревнях дети часто наедаются плодами этого наркотического растения, считая их лакомыми ягодами. Вкус корня и листьев белладонны остры и горьковаты. Она, как и дурман, производит, смотря по темпераменту, веселый и приятный бред. Оказывается, при больших приемах – спячка и слабость членов. Все предметы также кажутся увеличивающимися сообразно настоящего размера, так, например, лужа кажется озером, соломина – бревном; если капля белены или дурмана будет пущена в глаз, те же явления для глаз. Из дурмана получается сильный яд атропин20.
Мухомор. Мухомор по своим действиям ядовит как сильное наркотическое средство, которым, впрочем, не брезгуют инородцы; мухомором или настоем из мухомора протравляют бумагу и употребляют для окармливания мух. В Восточной Сибири употребляется инородцами для настаивания водок, который производит в больших приемах смерть, но в малых – делает человека веселым или грустным, смотря по темпераменту.
Беленое масло. Беленое масло употребляется снаружи как болеутолительное средство. Но однако нужно масло держать все-таки закупоренным, чтобы оно не выделяло удушливый газ своего эфирного масла. Говорят, что оно, разнося по воздуху эфирные начала, причиняет какое-то раздражение в человеке, отчего он ищет причины к ссоре; особенно это происходит в теплой комнате, или еще хуже, если будет сохраняемо в печи, и этим маслом будет мазать больной свои больные части. Говорят даже, что от натирания этим маслом этот человек во сне летает по воздуху.
Тминное и анисовое масла. В Англии нашли, что запах этих масел очень нравится подпольным обитателям, как то: мышам, крысам и хорькам. Эти средства даже стали употреблять для приманки этакого рода животных с целью уничтожения.
Общее заключение
Если мы доставили мало материалов для своего цветника, то извиняемся тем, что размеры нашего сборника по своей разнообразности не допускают развития, в излишках одной части пред другой. Мы очень хорошо понимаем, что русская народная поэзия полна вымыслов, в которой зачастую затушевана святая истина, до которой можно добраться только путем науки, и тогда легко разъяснить все, что понадобится; но, к сожалению, сведений весьма мало и они далеко не разысканы, а между тем было бы весьма не дурно для полноты изучения нашего народного быта как пособника истории развить этими путями такие дорогие сведения, как наша народная медицина и народная ботаника, обогащенная самыми чудесными врачеваниями и волхованиями, и когда только их силы и действия были бы хоть сколько-нибудь исследованы, то, может быть, многое оказало бы вещественную пользу.
1 Лет. русск. лит. Том IV. 1862 г.
2 Сахаров. Сказ. рус. нар. Т. I. Чернокнижие.
3 См. Абевега. русск. суеверий.
4 См. 1) Сахаров. Быт рус. нар. 2) Абевега рус. суеверий.
5 По Сахарову. Быт рус. нар. Чернокнижие. См. Абевега русс. суеверий. С. 3.
6 См. Таинств. чары. С. 117.
7 См. прилож. ко 2 книж. Перм. сбор.
8 Там же.
9 Там же.
10 Там же.
11 Там же.
12 Перм. сб. 1860.
13 Приб. из 2 кн. Перм. сборника за 1860 г. С. XXXVI.
14 Сахаров. Сказ. рус. нар. Т. I. 1841. Чернокнижие, С. 42.
15 Сахаров. Сказ. рус. нар. Т. I. 1841. Чернокнижие, С. 42.
16 Слышано М. Евстигнеевым от мельника в имении г. Лугинина. В Кос. губ. Ветлужск. уезда.
17 См. Таинств. чары.
18 Тут действуют эфирное масло и муравьиная кислота.
19 Сообщено Евстигнеевым.
20 Там же.