Жилые местности в Старой Руси были: город, пригород, посад, слобода, погост, село, сельцо, починок1. Это уже было в то время, когда образовалась прочная оседлая жизнь русского народа. Но гораздо ранее того мы видим, как говорит Терещенко, славяне, а затем и наши россы жили беспорядочно, потому что, боясь ежедневно набегов, как беззащитные, при неимении правильного государственного строя, должны были защищаться и массами, и поодиночно. Каждый селянин, защищая свое имущество, свою родную семью, скрывался в землянках, вероятно, также и по неумению строиться. Понятно из этого, что они основывали весь свой добыток на скотоводстве, от которого получали пищу, одежду и даже источник дохода – выгодную мену с другими соседними народами, с которыми были в благоприятных сношениях.
Образование городов, пригородов, посадов, сел и прочих общественных поселений образовалось тогда, когда народ сознал и укрепился на мысли, что, действуя массою, он скорее может укрепиться в защите против неприятеля, что и подтверждает история. Сила народа выражается единством духа, единством мысли и силою противодействовать до известной степени, чтобы противостать нападению. В этом случае известная масса, состоявшая из силы и родственников, дружно живущих, принимала все средства к тому, чтобы оградить себя от разного рода нападения, не только от людей, но даже от нападения зверей, и, разумеется, ограждалась тыном, загородками разного рода, вообще преградами, которые были бы недоступны против людей и защищали бы от нападения зверей.
Со дня на день семьи увеличивались, согласие развивалось во имя общей безопасности, с тем вместе и принимались меры защиты против всякого рода неприятеля; нужно заметить, что леса представляли такое необозримое пространство, затруднявшее пути даже для пешеходов, что часто путники утопали в бортях. Но как бы то ни было, а обилие лесов и организация города (огорода, огородки) дали возможность развить правильность управления, а с тем вместе охраны и защиты.
Отсюда мы понимаем, что слово «город» принималось в различных смыслах, первоначально это означало огороженное место, равносильно с «оградой, огорожей». На основании этого местности для укрепления представляли более надежды на безопасность в случае внешних нападений, и эти местности тщательно ограждались, а вместе с тем подпадали под некоторую зависимость, которая по духу того времени, когда владычествовала сила, могла легко обратиться в порабощение.
Таким образом, состоялись города при более или менее благоприятных условиях: одни возросли под влиянием сильных напусков, давления внешних сил, другие, напротив, сами переходили границы и далеко бодрствовали за пределами. И действительно, как о том есть сказание, и их немало, например, возьмем сказание об Илье Муромце, который был представитель земской охраны и в то же время защиты народа.
Плохо согласовалась между собою междугородовая связь, разгром был большой при неурядице, существовавшей подолгу, и это-то была причина, что города были центрами прилива народонаселения, а с тем вместе и центрами сбыта различных произведений как жизненных продуктов, так и других предметов. Последняя причина тоже способствовала централизации населения, причем, конечно, эти ународованные местности нуждались в суде, расправе по причине разных народных столкновений более, чем другие, по своей скученности и по тому также, что как местности укрепленные, требовавшие лиц, специально посвященных стратегическому искусству, имели начальство. Таким образом, города получили значение преимущества пред неукрепленными населениями, и последние подпали им в зависимость, которая по духу того времени, когда владычествовала сила, заменялась легко и часто порабощением.
Но не все города имели равное достоинство своей крепости; крепчайшие делались центром власти, и им подчинялись многие. Тогда между городами образовались два рода: старшие и младшие, сильнейшие и слабейшие, или города (град) и пригороды (то есть состоящие под администрацией городской власти и стратегических связей). Таким образом, собственно слово «город» приняло значение государственного места. Народные интересы заставили обитателей скучиваться, и вот время от времени около города образовались несколько пригородов, сел, деревень. Так город Киев был городом земли Русской, Чернигов – городом земли Северской, Псков – земли Псковской, Хлынов – земли Вятской, а Вышгород, Белгород были пригороды Киева, Ладога – пригород Новгорода, а со временем Москва – городом всей земли Русской, после того самое значение города было изменено. Городом стало называться не главное правительственное место, где сосредоточивалось правление и суд, а только как укрепленное место или как правительственный пункт.
Посадом2 называлось то, что теперь мы привыкли называть городом, и название посадский человек (житель посада) означало то же, что теперь мещанин. Посады были пунктами торговой и промышленной деятельности, строились всегда близ городов; город в таком случае назывался кремлем, а посад раскидывался около него. Часто город был на горе, а посады внизу, как видим это на Москве. Посады эти обводились валами там, где жителям было опасно жить по случаю внешних нападений. Посад разделялся на две части: на острог и поселок. Острогом называлось укрепленное место, служащее для защиты города от внешних нападений, а поселок – населенное место для жителей, собственно – посад, а за ним слободы3.
Слободами первоначально назывались поселения, которых жители пользовались какими-либо льготами, причем эти льготы давались обществам, которых деятельность посвящена была определительно каким-нибудь особым занятиям, преимущественно ремеслам.
Погост, село, сельцо, деревня, поселок, займище были заняты земледельческим сословием, при которых была церковь, сосредоточивалось управление и даже был сборный пункт окрестного населения. Но когда число церквей умножилось и таких поселений стало много, они, естественно, начали утрачивать прежнее преимущественное значение и назывались селами. Слово «погост» было некогда во всеобщем употреблении, в XVI и XVII ст. сохранилось только в новгородской земле в смысле большого села со средоточием администрации для окрестного края. Сейчас же погостом называют кладбище с церковью.
Между сельцом и селом различие было только в величине их. В позднейшее время «селами» стали называться деревни с храмами, а «сельцами» – деревни, где помещаются дома владельцев имения.
Починки. Починками назывались мало населенные деревни и недавно населенные, которые, впрочем, удерживали это название однажды навсегда.
Займище. Так называлось небольшое поселение на дикой новой земле, занятое одним двором. Когда со временем к этому двору присоединялись еще несколько, тогда из займища образовался починок.
1 «Очерк домаш. жизни и нравов рус. нар.» Н. И. Костомарова.
2 За границей, на Западе, посады назыв. сити в Англии, борго во Франции, штат в Германии и пр.
3 И теперь у зап. славян существует это деление. Варош – острог, палянка – поселение, посад и град.