Абросим Плотников вспоминал, что нападение на Михайловскую (Ситхинскую) крепость произошло «июня около 24 числа а которого совершенно не упомню в праздничный толко день». Другой непосредственный участник событий, капитан Генри Барбер, утверждал, что русская крепость была захвачена индейцами в субботу, 26 июня (по григорианскому календарю). К.Т. Хлебников утверждал, что крепость погибла в «воскресный день 18 или 19 июня», подчеркивая при этом, что «колоши избрали праздничный день для нападения». Американский же биограф Баранова Гектор Шевиньи отнес дату падения крепости на воскресенье, 20 июня. Датировка других исследователей основывается либо на показаниях Барбера, либо на сведениях К.Т. Хлебникова. А.В. Гринев, предпринявший первую серьезную попытку исследования этого запутанного вопроса, склонен считать датой гибели крепости 16 или 17 июня.
Закладная металлическая плита с надписью «Земля российского владения» из Михайловской крепости на Ситке
По мнению А.Р. Артемьева, нападение произошло в воскресенье, 15 июня. Это мнение основывается лишь на том, что А. Плотников называет днем нападения «праздничный день», а К.Т. Хлебников - «воскресный день». Именно эта точка зрения отражена и в последних американских публикациях по данной теме. При этом упускается из виду, что обе датировки более чем приблизительны, а «воскресный» и «праздничный» день отнюдь не одно и то же. Не подтверждает эту дату и приводимый выше анализ свидетельских показаний. Помимо того, Н. и Р. Дауэнхауер и Л. Блэк полностью принимают датировки журнала Барбера, даже не пытаясь сравнивать их с датами, приводимыми в русских источниках, также опубликованных ими в том же сборнике.
18 июня 1802 г. (по юлианскому календарю) была среда, а не воскресенье, и никакой праздник, согласно церковному календарю, на этот день не приходится. Кроме того, К.Т. Хлебников утверждает, что Барбер доставил вырученных им из неволи пленников на Кадьяк уже 24 июня, что при его датировке просто физически невозможно, поскольку судно появилось на Ситке уже спустя неделю после резни, да еще и простояло там несколько дней, собирая на борт пленников. Все это никак не могло уложиться в срок с 18 до 24 июня, даже если и допустить фантастическое предположение, будто с Ситки до Кадьяка Барбер добирался не более суток.
Плотников сообщает, что после гибели крепости он восемь дней скрывался в лесу, прежде чем его подобрали англичане. Семь дней скитались в лесах и остатки артели Батурина, разгромленной на следующий день после разорения крепости. Эта артель, 10 июня отправившаяся к В. Кочесову за сивучьим мясом, пробыла в отъезде семь дней, и лишь по истечении этого срока на обратном пути промышленные узнали о «вчерашнем несчастии». А 19 июня Е. Кочергин уже видел на месте крепости дымящиеся развалины. Его собственная артель потеряла тогда одну байдарку, а Е. Лебедева в своих показаниях упоминает, что «следующую от партии Кускова под Ситку к Медведникову с письмами байдарку» тлинкиты перехватили «дня через три» после разорения крепости.
Тлинкитские боевые доспехи (СПб., МАЭ)
Таким образом, если отнять три дня от 19 июня или же прибавить семь дней к 10 июня, отняв затем один день («вчерашнее несчастие»), то в обоих случаях получается дата 16 июня. Если же теперь к этому числу прибавить восемь дней, проведенных Плотниковым в лесу, или же прибавить семь дней к 17 июня (столько времени провел в лесах Батурин), то в результате получится пресловутое 24 июня - день, в который Барбер якобы прибыл на Кадьяк, день, который так запал в память А. Плотникову.
Теперь-то неудивительно, что он так запомнил это число, - то был день спасения его от неминуемой смерти. Хлебников же, видимо, просто спутал даты прибытия Барбера на Ситку и на Кадьяк, что также вполне объяснимо, учитывая условия, в которых Кирилл Тимофеевич писал свое «Жизнеописание А.А. Баранова», - на борту корабля, не имея под рукой не обходимых документов. Кроме того, 16 июня старого стиля - действительно праздничный, хотя и не воскресный день. На это число приходится праздник весьма почитаемого в России св. Тихона Амафунтского.
Относительно датировки Г. Барбера следует отметить, что при ознакомлении с его бумагами создается впечатление, что свой бортовой журнал он заполнял задним числом, не совсем твердо помня даты событий, или же намеренно искажал часть из них. В первую очередь это касается дат 26 и 28 июня (14 и 16 июня по старому стилю). Прочие приводимые им числа гораздо лучше соотносятся с данными русских источников: прибытие американских капитанов 9 июля (27 июня), отбытие с Ситки 22 (10) июля и прибытие на Кадьяк спустя двенадцать дней 4 августа (22 июля). Вероятно, Барберу труднее было лгать при наличии двух свидетелей, которые могли бы оспорить его утверждения, потому совпадение его датировок с русскими начинается только после появления американцев в Ситкинской бухте.
Таким образом, крепость Св. Архистратига Михаила (Михайловская, Ново-Архангельская или просто Ситхинская) была захвачена тлинкитами, скорее всего, 16 июня 1802 г., в понедельник, в день св. Тихона Амафунтского.