В Одоевском уезде Тульской губернии находятся два камня Баш и Башиха или Баши, которых чествуют жители около Петрова дня. Баш и Башиха находятся в селе Башеве и верстах в 25 от Одоева, а саженях в 50 от церкви, близ дороги на пахотном поле. Место, где находятся эти камни, имеет довольно значительную возвышенность. Фигура этих камней обыкновенная, неправильно квадратная и небольших размеров. Между собою они лежат параллельно, на расстоянии одни от другого не более 1½ аршин. Тамошние жители утверждают, что Баш и Башиха были люди, мужчина и женщина; по мнению одних – муж и жена, а по другим – кум и кума, или Бог и Божиха. Также почитают Баша за татарского сановника, который с женою крестился, благочестиво умер и погребен на этом месте. Два камня с востока приплыли Окою и Упою и сами пришли лечь на могиле Башей1.
О начале превращения их известно только то, что они, как герои своего века, во время войны повздорили между собою, и Башиха за непокорность своему Баше получила удар сапогом. От этого удара, говорят, видна была долгое время ступня, а прежде и гвозди каблука.
Есть также на Башихе рубцы, о происхождении которых думают различно. То говорят, что Баш рубил Башиху шашкою, а по другим сказаниям, что будто бы какой-то помещик из любопытства узнать породу камней рубил их топором. Следствием такой попытки было, сказывают, бесплодие того поля, на котором стоят эти памятники, ослепление помещика и смерть его после продолжительной болезни. Рассказывают, что от ударов этого помещика на камне появились красные пятна.
Народ убежден, что в Башах, кроме мстительности за обиды, замечают и чудодейственную и благодетельную силу на тех, которые к ним прибегают за помощью, и потому в летнее время около Петрова дня народ стекается в село толпами, сперва служат молебен Божьей Матери Умилению, а потом ходят кланяться камням, как бы на могилы усопших родственников.
После сего обряда у камней Башей оставляют вещи, деньги, волну (шерсть), холст и прочее, что потом собирает ктутор (церковный староста), и это жертвование поступает в церковь.
Некто из жителей Одоева пожелал на этом месте построить церковь и камни эти положить в основание храма. Но таковые покушения строителя сопровождались будто бы чудом, то есть когда эти камни подвезены были на место храма, по мнению других, когда хотели определить величину их и открыть сторону, находящуюся в земле, то они по мере усилия подрыть их, осаживались вниз и старались остаться сокрытыми. Впрочем, сих чудесных рассказов никто утверждать не берется. Всякий, напротив, рассказывая что-нибудь известное ему, готов поверить всему, что говорят другие об них, лишь бы было в рассказе что-нибудь новое, дивное.
Рассказывали, что будто бы Баши многим в сновидениях открывают повеление искать их помощи. Так, например, когда в одном доме вымерли все овцы, то хозяйке дома было открыто повеление поклониться означенным камням, взять из-под них земли; то овцы перестанут умирать, что по исполнении предписанного оправдалось на деле.
Где берут землю, там образовалась большая яма. Земля эта еще полезна для размножения скота и от порчи, по народному убеждению. Осколки от Башей почитаются врачеством от зубной боли.
Рассказывают про одного крестьянина, который, будучи пьяным, надругался над Башами, за что был наказан отнятием рук и ног, и не прежде получил исцеление, как раскланявшись с Башами.
Всего вернее предположить, что камни эти – остаток татарского времени и скорее всего напоминают памятники, смысл которых утрачен.
1 Баш и Башка – слово монгольское, означает «голову», «начало». Это титул начальника.