Земледельческие праздники составляют отрадную пору отдыха после обременительного труда. Все эти праздники вообще были общи у всех народов и основаны на их верованиях и нравах. У евреев эти праздники считались священными, как, например, праздник жит первородных и седьмиц. В этот день приносились в числе жертв два хлебца из новых жит и сноп соломы как знак начала жатвы. У египтян, греков и римлян с земледельческими работами соединены были некоторые священные обряды и пирушки, так как эти народы искусство земледелия считали делом божественным, высоким по его благому значению для жизни человеческой. И посейчас китайский богдыхан поощряет земледелие личным трудом, давая тем знать своим подданным, труд земледельческий заслуживает внимание великих и сильных мира по его великим благотворным целям.
У римского народа было до 12 земледельческих богов. Между славянскими племенами в древности еще появилось искусство земледелия, и у балтийских славян главным праздником был Святовидов, который совершался у них после жатвы. Этому божеству приносился в жертву пряник, и по количеству меду в роге у кумира заключали о сборе жатвы, урожае или о неурожае.
Подобно римской Церере, греческой Деметре, так у славяно-русов представительницей земледелия была Мать земля и снедаже принадлежит Даждь-бог, милостивец, который мы находим в числе богов князя Владимира, а также Волоса, которому и до сих пор в Южной России старухи завивают бородку; затем погода и т.п.
Но с того времени, как христианство водворилось в русской земле, покровителями земледельческих занятий очутились уже не народные божества язычества, но святые Православные Церкви.
Вот перечень замечательных дней:
Аксинья (Ксения) Полузимница, 24 января, день, с которого считают начало второй половины зимы. Василий Капельник, 28 февраля, начало первых оттепелей. Авдотья (Евдокия) Плющиха, 1 марта, потому так названа, что с этого времени плющится или оседает снег. Дарья (Дария) – г… прорубница, или з… проруби, 19 марта. На реках, прудах, около прорубей вытаивает в это время скопившийся в продолжение целой зимы помет животных. Иродион Ледолом – 8 апреля. На значительных реках трескается и начинает проходить лед. Егор (Георгий) – Скотопас, Водопас, Егорий с гвоздем – 23 апреля, тогда выгоняют скот на паству, бывает вскрытие и полноводье рек. Степан (Стефан) Ранопашец, 26 апреля, начало самой ранней вспашки полей под посев яровых хлебов. Еремей (Иеремия) Запрягальник, 1 мая, день, с которого чаще всего начинается вспашка и засев полей яровым хлебом. Орина (Ирина) Рассадница, 5 мая, время посева капусты в рассадники; хозяйки начинают поливать рассаду. Никола (Николай) травной, вешной, весенний, 9 мая. Около этого времени чаше всего появляется первая зелень на лугах и посев яровых, весна в полном разгаре. Лукерья (Гликерия) Комарница, 13 мая, обозначает время появления комаров. Сидор (Исидор) Сивирян, северный, 14 мая. Около половины мая начинают дуть холодные северные ветры, продолжающиеся недели две. Олена (Елена) Леносевка, Ленница, 21 мая, начинают сеять лен. Федосия (Феодосия) Колосеница, 29 мая. Около этого дня начинает идти в колос озимый хлеб. Еремей (Ермий) Распрягальник, 31 мая – конец посева яровых хлебов. Выпряжка волов и лошадей из рабочих хомутов и ярма. Если некоторые и продолжаются у беспечных хозяев, то у самых нерадивых. Акулина (Акилина) задери хвосты, сдерихвостка, 13 июня. Около этого дня появляется много мошек, комаров, оводов, пауков и других насекомых, беспокоящих лошадей и скот, отчего он бегает по пастбищу и часто даже прибегает домой, отхлестываясь хвостом. Аграфена (Агриппина) Купальница, 23 июня. Начало купанья в реках, так как вода в это время начинает нагреваться в реках и озерах. Афимья (Евфимия) Стожарница, 11 июля. В эту пору на покосах во множестве появляются стоги или зароды сена. Собственно же сенокос начинается ранее, с первых чисел июля и преимущественно с Прокофьева дня (8 июля). Цуд и Трифон Бессонники, 23 июля; к этому времени созревают ранние посевы озимого и даже ярового хлеба и наступает жатва хлебов; между тем сенокосная страда еще продолжается, надобно поспевать во всех работах, и потому много спать не приходится. Авдотья (Евдокия) Малинуха – 4 августа, начало сбора малины. Никита Репорез, 15 сентября, начало сбора репы. Спиридон Солнцеворот, поворот 12 декабря. Так как считается с 10 декабря солнечное солнцестояние, когда солнце вступает в знак Козерога. С этого времени, говорят, начинают прибывать дни; с этого времени солнце на лето, зима на морозы.
Как в первые века мира пастухи и земледельцы оканчивали свои работы, смотря по распусканию дерев или по падению листьев, так и у наших простолюдинов есть в природе свой календарь, по которому они приурочивают свои труды, игры и пиршества, иногда приходящиеся и в дни праздников церковных.
У всех народов август, славный серпень, или зарев, был посвящен богине жатвы. Еще и поныне в Сицилии в праздник этого месяца увенчивают колосьями образ Богоматери. В Англии первый день августа (первый Спас) называется словом lammas – составленный из двух древнесаксонских слов, значащих жатва пирогов, так как было в обычае в этот день приносить в храм пироги из нового хлеба.
В южной Исландии и Норвегии 24 августа по окончании сенокосов поселяне, заколов теленка или барашка, дают работникам пирушку, которая продолжается всю ночь, сопровождаемая песнями и плясками.
В Германии, Испании и Франции конец жатвы также сопровождается пиршеством, играми и другими потехами.
Подобное же обыкновение существует и у нас в России, где в августе празднуются Госпожинки1, Оспожинки или Спожинки (от слова спожать, спожинать). В Торжке этот день называется Спожиница, в летописях – Госпожин день.
По свидетельству Валсамона, писателя XII столетия в Греции, приносили к Патриарху на благословение плоды 6 августа, а в странах более северных 15 августа2.
В Белоруссии в праздник Успения Божьей Матери, известный день названием «Большая Пречистая», и во многих великороссийских губерниях приносят, как говорит проф. Снегирев, хлеб из нового жита или колосья, а где и соты, а в Малороссии и мясо. Ныне же повсюду медовое разговение считается 1-го числа августа, плодовое – 6 августа.
В Костромской губернии в Нерехотском уезде при посеве и начале жатвы крестьяне, входя на полосу, молятся на три стороны, исключая северную, откуда нет солнца, а только дуют холодные ветры.
Когда же будут сжаты яровой хлеб и рожь, то оставляют небольшой клок несжатого хлеба, по их словам: «волотка на бородку». Тут, может быть, имеется в виду волотка, волоть волокно, но кому на бородку – другой вопрос… Может, поговорка эта происходит со времен незапамятных и принадлежит язычеству, когда почитали Волоса и поклонялись ему как богу, имеющему попечение над скотом.
При окончании жнитва на своей полосе последнею горстью сжатой соломой старший в семействе, обрав все серпы у своей семьи, обвертывает их и, принеся домой, кладет в передний угол, и все при этом молятся.
Некоторые имеют обыкновение, после того как их полоса совершенно сжата, кататься на ней, приговаривая: «Жнивка! Жнивка! Отдай мою силку, на пест, на мелион, на колотило, да на молотило и на криво веретьино».
Во многих местах Успенский пост считается бабьим летом, а в некоторых местностях от Успеньева дня до Ивана Постного.
1 От поста в честь Успения Господня Богородицы 15 августа.
2 Новая скрижаль. Изд. 2-е. М., 1806.