Иначе помощь в своевременной1 уборке хлеба с полей – истинно христианская цель. Бывает, что малосемейные, но зажиточные люди приглашают к себе народ, а часто и просто богатые люди приглашают, чтобы ускорить сбор хлеба с полей. На помочь редко кто отказывается, потому, во-первых, что весело, многолюдно и легко убрать хлеб, ну а потом следует обильное угощенье, смотря по возможности и средствам приглашающего на эту помощь.
Но если помочь собирает вдова, то, по словам И. Лепехина (см. дневные записки 1868 и 69 г.), в прежнее время не взыскивали никакого угощения. Так как вдов и сирот мир снабжал всем, что нужно было для такого пиршества, и даже давал сено, дров и лучины. Шли охотно на помочь после обедни в воскресенье, придерживаясь пословицы: «На вдовий дом хоть щепу кинь, все душе спасенье» или «С миру по нитке – голому рубашка».
Помочи в разных губерниях имеют особое значение; но во всяком случае, вся эта весьма благодетельная круговая помощь оканчивается угощением. Откуда это переняли русские, неизвестно, но если судя по слову толока, равнозначущему с словом помочь, то первое производится от древнепрусского слова Talck, то есть – плата за труд угощением.
1 См. Русские простонародные праздники. Вып. VI. М., 1837.