День св. Пророка Ильи празднуется 20 июля. Народ этого святого считает грозным, как потому что около этого дня бывают грозы, а потому еще, что он строг в отношении к дню своей памяти и не велит будто бы в этот день работать, грозя молниею. Святой Илья зажинает жниво, говорит пословица. Это значит, что около этого времени начинается жатва. Кроме того, Ильин день считается началом перемены погоды, так как с этого времени появляются дожди; а потому есть поговорка: На Илью до обеда лето, а после обеда – осень.
Св. Илья-пророк, по мнению народа, слишком строг в отношении народной распущенности, и потому народ в этот день вообще религиозен и боится его мщения огнем. Так по суеверию считают, что Илья-пророк управляет громом и молниею, и в то время, когда слышны раскаты грома в воздухе, народ набожно крестится и верит, что это едет Илья-пророк на своей огненной колеснице.
В день святого пророка Ильи пермяки собираются в сей день из двух или трех деревень в одну, приводят с собой быка или теленка и колют, потом варят и съедают всем обществом. Цель этого обычая – умилостивить этою жертвою пророка. В этот день нигде не выгоняют скот, веря и других уверяя, что в это время по лесу свободно ходят ядовитые гады и хищные звери1.
По всему видно, что Илья-пророк заступил место древнего Перуна, славянского бога грома и молнии, или Юпитера римлян. Потому что у литовцев и посейчас, когда гром гремит, говорится: «Перкун едет на своей колеснице».
В Пермской губернии в часовни, которые посвящены св. Илье, пермяки приносят жареные или печеные козьи и бараньи головы с горохом, служат святому угоднику молебны, прося у него защиты козам, баранам, гороху и под видом его всему растущему на полях и огородах. Горох употребляется при этом случае потому, что он есть единственный плод, который там созревает к Ильину дню. Головы и горох в виде подарков поступают священно- церковнослужителям2.
1 См. Абевега. М., 1786. С. 206; Русские простонар. празд. Вып. 1. М., 1837; Свид. Лепехина, с. 189.
2 Пермский сборник. Кн. II. М., 1860.