Передача колдовства внучку (легенда)

Однажды умирающий колдун передал свое колдовство внучку.

Дело было вот каким образом, как говорит предание:

Старик-дед, замешанный в каких-то плутнях и заслуживший имя «колдуна», умирает, оставляя по себе потомство. Все его удаляются, брезгуют. Он сам видит это, лежа на смертном одре, и ухищряется, обращаясь к мальчику лет 8 или 10, его внучку, мальчику бойкому, который во все время был к нему привязан:

– Внучек! Поди сюда! – кличет старик внука в припадке своей предсмертной агонии.

– Што, дедушка?

– На-ка, возьми, внучек! Возьми!..

Внучек взял от деда-колдуна веник и вышел от него: в это самое время внучек ощутил что-то особенное. Внучку пришлось спать, ему грезятся небывалые до сего дня сны, и он просыпается, словно от лихорадки. Затем после просонья ему представляются вдруг безобразные, пугающие детское воображение, личности, требующие у него работы.

Бедняк промаялся до утра со своими дрянными снами, не давшими покоя, и встал, как отуманенный. Ночные грезы он передал своим родителям или воспитателям и указал на веник. Это еще более встревожило семью, разумеется напуганную событием и суеверную по простоте и грубости образования.

Это был не сон, а явь, во время которого страдал ребенок, которого мучили духи, переданные не в венике, а с веником, и принявшим этот веник без молитвы, конечно, потому что веник – предмет, ничего не заслуживающий и не стоящий никакого внимания.

В семье подумали и решили поехать к колдуну, чтобы разрешить дело, и рассказали случившееся, предварительно подарив его милость.

Колдун, хорошо удовлетворенный благодарностью и подарками, сказал:

– Вот что: пусть, когда шишиги будут просить работы, сын ваш прикажет к утру разобрать по зернышку куль овса, куль пшеницы, куль гречихи; а зерна эти нужно перемешать перед вечером и рассыпать по амбару.

Родители так и сделали. Но черти к утру все собрали, а зерна очутились разобранными и высыпанными в кули. По окончании этого опять потребовали чертенята у мальчика работы. Родители мальчика опять обратились к колдуну и рассказывают: так и так… Кормилец! Опять с докукой!.. Колдуну опять влетел гостинец.

– Ну, ладно! Приготовьте бездонную кадку да ушата два песку, и вот пусть они в бездонную кадку воды нальют, а из песку веревки вьют.

Родители подготовили и песку, и бездонную кадку, но черти и это поручение исполнили. Опять к колдуну.

Колдун, слишком благодарный за все награды, посоветовал так сделать:

– Если и это не берет, – сказал он, – то пусть он раскидает мешок овсяной муки, бросая горстью на все стороны, и потом закрестит на все четыре стороны. Когда нечистые явятся к нему, то пусть он велит муку в мешок собрать до пылинки.

Родители мальчика возвратились и приказали при себе исполнить приказание колдуна.

Мальчик исполнил, что приказано, и вечером распорядился ватагою адской сволочи. Нечистая сила пошла собирать муку, но, видно, эта работа была им не под силу, более не возвращались.

Говорят, что демоны, прислуживающие человеку и подпавшие ему под власть, не имеют вида сатиров, каких их малюют на лубочных картинах, или черных муринов, страшных эфиопов, но что они представляются колдуну в виде маленьких человечков.

По народному поверью, передача колдовства может быть производима и другими средствами. Рассказывают, что некоторые берут у колдунов колдовство из любви к профессии; при этом говорят, что человек, получивший от колдуна искусство колдовать, теряет добродетель и все добрые качества и делается злым, ненавистником с момента получения. Разумеется, не нужно смешивать колдуна с знахарем; разница между ними та, что колдун – отщепенец веры, не носит креста, не ходит в церковь, а если и ходит для виду, то не молится, если причащается, то не глотает Святые Дары, всем вредит, но не пользует; напротив, знахарь – человек совершенно другого закала, он истинный христианин, он врач и благодетель для всей окрестности, но не враг, он не портит, а выгоняет порчу, на что у него есть свои приемы. Вообще нужно сказать, что там, где нет близко врачей, знахари с успехом делают свое дело и нередко помогают даже лицам довольно значительным. Так из биографии графа Граббе1 видим, что его вылечил простой знахарь.


Хождение тени колдуна Русский народ Народное понятие о порче



КОММЕНТАРИИ

1 См. «Война России с Турцией» П. Гарковенко.