Свадебные заговоры, обереги, подходы

1. Подход свата. В деревнях посылают сватов для переговоров с родителями избранной девушки. Сват пред началом исполнения поручения встает пред иконою Божией Матери, обтирает ее чистым полотенцем и трижды шепчет:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду, перекрестясь, войду в чистое поле, встану на восток лицом, на запад хребтом, помолюся Господу нашему Иисусу Христу и Матери Пресвятой Владычице Богородице, и всем святым; надену утроранний белый свет; и застегаюсь утроранними мелкочастыми звездами, умоюсь мокрою росою Соломониею, утруся белым полотенцем, белым светом, положу царский колпак, пойду к рабу Божию, ко властелину (имярек) в светлые очи и в радостное сердце. Как раб Божий (имярек) зрит и глядит на Мать Пресвятую Богородицу и на истинного Христа, Царя Небесного, так и на меня б, (имярек) раба Божия, зрел и глядел, и ярым не взбудил, и зубом не скрипнул, и головой не тряхнул, и ногой не топнул, и зла- лиха не подумал. Будьте слова эти сполна и крепки на рабе Божием (имярек). Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь». (Рукоп. описание свадьбы в Турчасовском приходе, Онеж. у., свящ. Алексеевым. Помещено в Трудах Этн. Отд. Кн. 2. 1878.)

2. На наговоренное пиво. В Холмогорском уезде Арханг. губ. есть такой обычай, что в девичник невеста умывается наговоренным пивом. Наговор этот следующий: «Как ты, чисто злато-серебро, чисто и прилично; как на тебя, злато-серебро, всяк зарится, заглядывается, стар и млад, женатый и холостой, старые старухи, и молодые молодицы, и красивые девицы, и молодые молодцы, так бы на тебя, рабу Н., зарились бы и заглядывали все, казалась бы ты им златом-серебром, глядели бы и смотрели бы, очей с тебя не спускали». (Доставил в Труды Этног. отд. священник А. Колчин.)

3. Когда случится отпустить свадьбу, говорят: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий. Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, аминь. Отчего те слова говорятся? От Евангелия Христова, Царя Небесного, Михаил Архистратиг, святой Петр и Павел верховные апостолы, ставьте тридесять тынов медных от земли, подошвы и до небесной, до морской глубины, от восточные до западные, от лета до севера, от земли и до небеси, и со всех четырех сторон стоит около меня, раба Божия (имярек); у тех же тридесяти тынов есть тридесять ворот, есть тридесять замков, у тех же у тридесяти замков – есть тридесять ключей. Приду я, раб Божий (имярек), и затворю те тридесять замков, и брошу те тридесять ключей во святое Хвалынское море, и придет щука золотая, челюстью ухватит те ключи и понесет во глубину морскую, в пуповину, под колоду белодубовую. И тем словам ключевые слова аминь, аминь, аминь». (Из старинного рукописного сборника, полученного из с. Ваймуги, Холмогорского уезда.)

4. Оберег невесты. При входе после венца в дом мужа молодая говорит:

Первая, другая, я иду третья! Все вон, мне одной дом.

Этот приговор молодой употребляется ею, вероятно, для того, чтобы первенствовать над другими снохами. (Записал свящ. Алексеев в с. Турчасове, Онежск. уезда.)

5. Оберег жениха. Когда молодой идет в дом невесты на жительство (зять-приемыш), то, вступая в избу после венца, произносит слова, глядя на потолок:

– Я иду, зверь лапист и горд, горластый, волк зубастый; я есть волк, а вы есть овцы мои. (Записал свящ. Алексеев в с. Турчасове, Онеж. у.)

6. Свадебный оберег. Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа. Есть в западной стороне море Черное; в том море есть остров. На том же острову выросло древо, на том же древе корень и ветвие, на том же древе сидит железен муж, осматривает железен муж всякого ведуна, колдуна, кудесника, чтобы видити мне, сторожу, колдуна и ведуна, мужика и женку, и девку. Окажи мне на всех четырех сторонах, окажи мне, сторожу, в избе, или на улице, в пиру или на свадьбе, или у заплота, или за плахами, или за рекою, везде, кто где не стоит, как бы сторожа не тронуть. Тот же железен муж, кабы на колдуна и ведуна тянет он лук, отворачивает недобрые словеса, и речи колдунове и ведунове, аще он враг, или на меня вражит, он отвораживает тот же железен муж. Или баба еся с тыми же, тот же враг ее же, кабы она легонько в зубки подола зняла и подругу бы оказала, руку бы зняла, своего дьявола звеселила, да тот же железен муж, в избу привяжи ее к печному столбу, а на улице к огороду, а мужик тот же колдун, надо мною пытается; ты же железен муж; кабы нас не няла его ни молитва, а ему, колдуну, нечем бы ему от меня не онятся: сведи его, тот же железен муж, сведи его в баню и поставь его в каменицу головою, иже его врага, кой вражит, и повесь его же вверх ногами, у стропил к одному углу, и броси его же о сыру землю, да тот же железен муж не опущай меня, раба Божия (имярек), его врага о землю порази, его стречника. Или у князя молодого лошадь подтыкается; от подтычки, или у свахи, у тысяцкого, у дружек, у сторожа, у всего княжего поезда прибору от вожения, которая враг похвалить захочет о крепосце, тот же железный муж обороняет меня, раба Божия (имярек), сторожа, князя и княгиню, тысяцкого, дружек, и весь княжий прибор, бросает его, того же врага, как бы на нас не думал, броси его о сыру землю; во веки веков, аминь. (Списан П. С. Ефименком из старинной рукописи, доставленной крестьянином Холм. уезда Дохтуровым.)

7. Заговор вежливца1. Покорюсь – помолюсь, сей день – сей час, утром рано – вечером поздно! Благослови меня, Пресвятая Мати Богородица, Егорий храбрый – с князем, со тысяцким, со большими боярами, со свахой, с дружкой и с поддружкой ко княгине ехати, княгиню получити, с княгиней в Божью церковь доехати, закон Божий приняти! Стану – благословлюсь, пойду – перекрещусь на восточную сторону; благослови меня Михайло Архангел! Дай нам путь-дорогу. (Пермский сборник. Кн. 2. 1860. Мат. для опис. быта пермяков. Стат. Рогова.)


Слова невест, желающих замуж Русский народ Заговор на подход



КОММЕНТАРИИ

1 Вежливцами в Пермской губ. называются знахари, приглашаемые на свадьбы как оберегатели молодых от порчи и лихого глаза.