У этого народа, исповедующего ламайскую веру, женитьба детей совершается по воле родителей. Но прежде чем принимаются за сватовство, обращаются к гелюну (своему жрецу), объявляют ему имена жениха и невесты, год, месяц и число рождения каждого из них, и гелюн справляется в книге судеб (судар), а потом им объявляет соизволение Бурханов, их богов, или неуспех брака. В последнем случае брак никогда не состоится. Разве только задарят гелюна, тогда он постарается умилостивить своих богов.
Таким образом, получив соизволение своего жреца, договариваются при свидетелях обеих сторон о калыме, который состоит из выкупа со стороны невесты. Она должна привесть за собою: новою кибитку, по несколько всякого скота и ясыр (прислугу).
Брак гелюн совершает во время нового месяца с обыкновенными своими обрядами: сперва приводит жениха и невесту к бурханской присяге во взаимной верности; потом, выведя их из кибитки, приказывает им глядеть на солнце, а сам читает молитву, причем жених и невеста кладут земные поклоны.
Наконец, гелюн по совершении надлежащих молитв возлагает на жениха и невесту руки, тем и кончается вся церемония. Потом сажают невесту в кибитку за занавес, а жених садится впереди.
Родственники обеих сторон, взявшись за сырую овчину с двух сторон, начинают что есть силы тянутся между собою, и чья сторона перетянет, значит та должна угощаться на счет противоположной побежденной стороны. Обыкновенно с одной стороны тянутся одни жениховы родственники, а с другой – невестины.
При начале пирушки вводят невесту в ее кибитку, где она с прочими женщинами и девушками при игре на чебыдзе, волынке и гудках веселится. В это время воспрещается видеться со свекром и старшею жениховой родней, а отца своего не прежде посетить, как по прошествии года, и тогда уже получает она от него надлежащий свой пай (удел или участок), состоящий в верблюдах, разном скоте и прочем.
У калмыков уральских часто сговаривают детей не только младенцами, но даже тогда, когда жены их беременны, если только родятся у одного сын, а другого – дочь.
Сочетаются браком еще по четырнадцатому году. За два года до свадьбы позволяется жениху ходить играть с невестою. Но ежели она до свадьбы забеременеет, то жених или его отец должен удабривать родителей невесты подарками, несмотря даже, что последовало обручение.
Договоры с невестиным отцом и матерью насчет выкупа за нее производится до свадьбы. Со своей стороны, ее родители приготовляют в приданое платье, разные домашние вещи, постель, войлоки, одеяла и кибитку из белого войлока.
Пред браком справляются у гелюна насчет благополучного для брака дня, когда и совершают потом брак. Пред началом брака, когда невеста в сопровождении родителей и родственников приезжает к жениху и ставят новую кибитку, то прибывший в дом гелюн при всем поезде читает некоторые молитвы; невесте, по его приказанию, расплетают косы и волосы заплетают только на две. Затем гелюн берет шапки у жениха и у невесты, отходит в поле и окуривает их ладаном при чтении ему известных молитв, возвратясь, отдает дружке женихову, а свахе – невестину шапку и приказывает надеть молодым.
После этого брака начинается пирушка, на которую мясо для пира жертвует отец невесты. Затем невесту оставляют в кибитке у жениха, в которую некоторое время не дозволяется вход никому с ее стороны, кроме матери и сродниц.
Многоженство и развод калмыкам возбранен, хотя бывали примеры и нарушения этих правил. В последнем случае развод по неудовольствию того или другого супруга между знатными калмыками. Говорят, что если желание развода следовало со стороны жены, то муж раздевал жену донага и гнал со двора плетью1. Но более благоразумные калмыки отпускали жену не только с честью, но даже делали для ее родственников пирушку и награждали скотом и лошадьми.
1 См. Позорище странных суеверий. 1797.