Прибавление к первой части

Приметы. Храм трещит (дом трещит, стены) – выживает из дома. Ухозвон, кости под колпиками свербят – путь будет. Длани свербят (ладони чешутся) – деньги иметь; очи свербят – плакать. Воронограй, куроклик (пение курицы) – худо будет. Утица крикнет, гусь гогочет – окомиг (дрожь в ресницах). Огнь бучит (треск дров), пес воет, мышеписк (писк мышей), мышь порты грызет (вообще платье); кошка в окне мышица устранит – сон страшен. Слепца встретит – изгорит нечто; огонь пищит, искры из огня, кошка мяукнет – падет человек; свеща угаснет, конь ржет, вол ревет, трава шумит, древо скрипит, сорока поцекоцет, дятел желка (долбит дерево); стенощелк (черви в стенах); жаба воркует1.

Эти последние приметы служили или предвозвестниками перемены погоды или удачи охоты.

Дым в избе высоко ходит (в курной) – к погоде.

Мышь в жилье высоко гнездо совьет – снег велик будет и погода будет.

Берег подымается, и море дичится, и ветры сухие и мокрые тянут, и облака дождевые, снежные и ветреные, и гром гремит, и буря веет, и лес шумит, и древо о древо скрипает, и волки воют, и белки скачут – мор будет, и война восстанет, и вода прибудет, и плодов в лете в коем не будет, или умалится2.

Суеверие беременных женщин. Смелая и суеверная женщина, будучи беременна и желая узнать, кого она родит, давала из рук своих медведю, конечно, медведю ручному, – таких встарь водили скоморохи на потеху, – хлеб, мед, водку и ожидала, какой голос или звук издаст медведь: если он рыкнет – женщина родит девицу, а если замычит – то мальчика3.

Об образовании младенца тоже образовались полуязыческие, полухристианские убеждения. Одно описание говорит, что человек состоит из восьми частей: сердце от камени, тело от персти, кости от облак, жилы от мглы, кровь от черного моря, теплота от огня, очи от солнца, дух от Святого Духа4.

Зарождение в младенце духа.5 Говорится, будто бы во время беременности женщины ее Ангел Хранитель берет части: у земли, или у воды, или у железа, или у камени, или у древа, или у огня, или у всякие вещи смертные, и возьмет от того камень материн и кинет на отроча, то и от того зарождается в нем дух.

О человеческих свойствах (темпераменте)6. Человеческие свойства зависят (былое уверение) от преобладаний какой-нибудь из восьми частей состава его тела: от земли тело – тот человек темен и неговорлив; от моря – кровь в человеке, и тот человек прохладен; от огня – жар: тот человек сердит; от камени – кость: тот человек скуп, немилостив; от солнца очи: тот человек богатыреват и бесстрашен; от ветра дыхание: тот человек легкоумен; от облака мысль: тот человек похотлив; от света – свет: тот человек свят, не мыслит земного, но мыслит небесное.

Хозяйственные приметы против червя. Возьми веник, которым от оводов отмахивались, покрапливай капусту и – червь выйдет.

Для удачи в пчеловодстве. Возьми осетровую кость и воткни в улей к пчелам, и больше пчелы водятся, и пасут (несут) мед из чужих улей и бортей7.

Хозяйств. примета против падежа скота. А коли скот умрет, и ты с умершего скота сыми кожу, продай, да на те пенязи купи сковороду железную, да ешь сам с нее всякую яству – скот твой не станет мереть.

Хозяйств. примета насчет купли коня. А коли купишь коня и ты или выменяешь, и дай ему из решета ясти в ступу – будет добра.

Камень против отравления. Есть камень синь, в жабе – черепахе, а носит она у себя в голове, и кто тот камень выймет из жабы и держит у себя во устех, и не боится человек никакого окорму, а коли окормят, и тот камень подержи во устех.

Для успеха в работе. Время перед восходом солнца считалось особенно знаменательным: тогда ходили купаться, мыли платье, ткали и пряли, вертели масло и делали другие домашние работы, думая, что деланное до солнечного восхода имеет что-то особенно важное8.

Орлов камень, змеиные рожки, рога единорога. К симпатическим средствам принадлежали в XVII веке орлов камень, рога единорога и змеиные рожки. Орлову камню, по современному суеверию, Бог дал дивные угодья таковы, что несведущим людям нельзя про него и веры взять. «Воображали», что это камень находят в орловом гнезде. А держит орел тот камень в своем гнезде будто бы для оберегания детей своих, потому что тот камень оберегает от всяких притчей, от поветрия и от всяких зол9. Рог единорога считался редким и драгоценным средством не только для исцеления от тяжелых болезней, но и для поддержания цветущего здоровья вообще на всю жизнь. Это верование о роге единорога распространили иностранцы в XVII веке, и сам Царь Алексей Михайлович в 1655 г. соглашался за три такие рога заплатить десять тысяч рублей соболями и мягкою рухлядью10. Рассказывали, что он длиною до шести пядей и светел11. Небогатые не могли иметь таких дорогих средств и употребляли так называемые змеиные рожки. Их толкли в порошок и давали пить в случае какой-нибудь внутренней болезни. Эти змеиные рожки очень часто (и вероятно, всегда) были не что иное, как простые кости12.

Приметы для воду скота. Если хочет скота много держать, то медвежью голову пронеси сквозь скот на Иванов день до солнца и вкопай среди двора, и скот будет вестись.

То же. Аще кто животину купит приводную, мерина или корову, и, приведши ко двору, велит растянуть пояс женский от вереи до вереи, да замок положить к верее, а колоду замочную к другой верее, и, проведши животину сквозь замок, замкнуть и пояс взять, опоясаться и через мужской пояс животину водить же от вереи до вереи, растянувши13.

Отчего в деревне не едят телятину. Во многих городах и деревнях суеверы почитают грехом есть телятину. Смысл этого понятия происходит, с одной стороны, оттого, что новотельные коровы, лишась своих ососков, теряют молоко, из чего и явствует, что воздержание от ядения телятины в сельских жителях происходит не от суеверия, но от доброй экономии14. Но можно считать еще и ту причину, отчего не едят телят, потому что теленок – бычок или телка – предмет будущих выгод; между тем как крестьянин может довольствоваться в скоромные дни мясом свиней и баранов, и то по праздникам, которых в году неособенно много благодаря постам.

Мщение за неопрятность. Кто, не соблюдая чистоты в доме или во дворе, кладет свой помет где попало и особа та неизвестна, то берут из печи раскаленное уголье и сыплют на тот помет, веря точно, что все седалище опаршивеет15.

Приметы и обряды при родинах. Когда женщине наступит время родить, то час рождения стараются утаить, веря, что оттого женщина родит легко, а в противном случае – тяжело. Родильную молитву в тех местностях, где деревни от церквей отдалены, давали в шапку; посланный, возвратясь в избу к родильнице, вытрясает из шапки и тем очистит. Кормят за столом отца новорожденного кашею кума и другие женщины таким образом: отец высылается на сие время вон; потом, взяв столовую ложку, кладут в нее по пропорции: горчицы, перцу, хрену, соли, уксусу, сорочинского пшена, то есть каши бабкиной, и обсыпают сахаром, принудят это съесть хозяина, знаменуя тем, чтобы и оный что-нибудь при сих родинах претерпел болезненного так, как и роженица. По многим городам родня посылает к роженице так называемую порушку; она делается из сухой разваренной малины, подслащенной сахаром или медом; сей порушки посылается всегда по кружке от всякого родственника и по большому круглому пирогу.

В Мордве существует обычай беременным женщинам рожать в бане под предлогом, что в натопленной бане рожать легче. В баню эту, кроме бабушки, никто не входит. После благополучного исхода бабушка оповещает отца и родственников о рождении младенца, но не допускает до свидания с новорожденным до тех пор, пока бабушка не напечет блинов, не сварит крутой каши. Таким образом приготовив стол, приглашает отца и родственников младенца, и тут назначается имя ребенку бабушкою, часто по имени первого встречного или встречной.

У калмыков когда приходится женщине быть на сносях, тогда избирают здорового мощного калмыка, которого чествуют каждый день хорошею по их обыкновению пищею, о которой выше сказано: и как скоро начнутся у роженицы потуги, тогда дюжий угощенный калмык садится на пол среди кибитки и, роженицу посадив на колени, жмет ее обхватом своих рук, начиная от грудей и опуская их до самого лона. Это давление продолжает до тех пор, пока младенец начнет показываться, которого калмыцкая бабушка, сидя перед роженицею на цыпочках, караулит, и как скоро покажется младенец, то дает знать около стоящим, которые палят из пистолетов, дабы нечаянным выстрелом испугать роженицу и тем споспешествовать к рождению. Дюжего калмыка за труды гостят дня два или три и, подарив овцою или жеребенком, отпускают; бедные, которые не в силах нанять дюжего калмыка, двоякое имеют средство: первое состоит в том: у роженицы в то время, когда начинаются потуги, утробу перетягивают широким ремнем и давят сверху вниз, через что бывает им облегчение; последнее средство кажется им значительным облегчением, третье средство состоит в том, что роженица берет палку, к которой приделана широкая развилина; роженица ложится животом и давит оной, сколько достанет сил до тех пор, пока не разрешится от бремени; при всех сих способах к облегчению родов случается, что роженицы после родов долгое время бывают без чувств, а иные и долго страждут разными от того болезнями, но крепкая их природа все преодолевает; и редко между ними слышать можно, чтобы женщина замучилась родами. Впрочем, никаких увеселений, пиршеств при родах не бывает, например, при родах русских женщин и других народов Европы16.


Калмыцкие свадьбы Русский народ Суеверия и ложные убеждения



КОММЕНТАРИИ

1 См. Русс. Вестник. 1842. 2.259.

2 Румянц. сборник рукоп. № 374.

3 Там же.

4 Румянц. музей. № 358.

5 Погод. сборник. Публич. библиотека. № 1315.

6 Там же.

7 Прилож. к 2-й книжке Пермского сборника.

8 Рум. музей. Рук. № 374.

9 Буслаева. О народн. поэзии. С. 28.

10 А.И. IV. 242.

11 Там же.

12 Там же. II. 46.

13 Буслаева. О народной поэзии. С. 35.

14 Абевега русских суеверий.

15 Там же.

16 Абевега русских суеверий. 1796. С. 278.