Народная медицина

От простуды. Кто, вспотев, изопьет, и оттого болезнь придет, – овечьего молока ложку да желчи медвежьей с гороховое зерно, да, стерши, испить на тще сердце, уквасив дважды1.

От кашля. Аще кто кашляет, давай ему пить воду ячную с сахаром, и поможет2.

От хрипоты. Аще человек охрипнет, горло ему затечет, то шелковую траву водяную, изгневши, литии на него. Аще не будет шелковые травы вода, тогда пшеничные отруби с укропом и зневши, пити, и хрипота исчезнет и минет3.

От водяной. С разваренного или заваренного сверчка воды выпить. Смотри в конце книги.

От лихорадки. Аще кого трясца держит, и ты возьми чесноку, да хрену, да истолки обое вместе, да вяжи себе на шею, а как станет подрогивать, ино по суставам чесноковым хреном мазать и кто станет говорить: чесноком да от тебя пахнет, – и не отпиратися. И тот чеснок и хрен делается, чтобы люди не знали4.

То же от трясовицы. Комонное коренье варити в пиве и пити на тще сердце, и она покинет5.

От зубной боли. Змею живую добыть, вынуть из нее желчь из живые; а (буде) змея живая без желчи с того места сползла, и тою желчью мазати, и в тот час жерви (т.е. черви) пропадут; а буде змея с того места без желчи не ползет, и в той желчи нет пособия.

От глухоты. 1) Аще человек оглохнет, возьми воронову желчь и пусти в уши. 2) Сала свиного, да сала курячья, да соку лукового укапливай в ухо и услышит. 3) Возьми молока сучья и укапливай трижды в ухо.

От потери голоса. Ясти чеснок печеной на тще сердце, и будет голос.

От шелудей. Аще человек шелудив, ящерицу сожги на пепел и мажь тело.

От нарывов. Аще варим и толчем и прикладываем (чеснок) к чирьям на теле или к иным болячкам, кои бывают без верху, тогда гной выводит.

От ран. 1) Раненому кому – желчь медвежья с яичное зерно, да приложити к ране, привить платом – ино выйдет кровь. 2) Возьми дрожжей, да вина горелого, да ладану, да набити яиц курячьих и мазать раны.

Излечить отмороженный член. Гусиным салом да утечьим и раствором ржаным мазать озноб (то есть отмороженный член), и живет оттого, да мозгу коневого, да истолчи все то вместе и приложи к озяблой ране.

То же от ран. Коли не можешь излечить, возьми молодые листы (?), сожги в пепел, да доспей щелок да мой болячку, да присыпай, – ино заживет.

От ушиба. 1) Аще у человека излом, еловый пепел смеси с желтком яичным, прикладывай к излому; у кого нога гниет, собачье ребро сожги, истолки, и приложи вверх раны лист попутниковый или капустный. 2) Прививать можжевеловым пеплом с яичным белком семи (смеся?) вельми добро. 3) Против кровной струи помазывай дрожжами медовыми, осоли, и поможет. 4) Масло деревянное да соль жженая – присыпать к болячкам.

От болезней глаз. 1) Егда бельмо на оце, терние из лесу нажещи, пепелом посыпай, то и лекарство. 2) ...Ресница стряхнется и прыски из него (?) пойдут в очи человеку, и с того ресницы растут в очах и волосы кривляются, тому помогати: держать клей вишневый и размачивати в воде, обмывая водой, и вытирати, и в очи пущати тотчас. Стекло зеленое истолки мелко, да козью желчь обое смешай вместо (вместе) и мажь тем – откуда волосы растут. 3) Белого голубя кровь суши по холоду, а не на солнце и не на ветре; истерши та кровь, пущати в очи рано. 4) Мазати мозгом заячьим из головы сырым. 5) Лист смородинный, да варити в трех водах и тем мажь очи. (К приведенным 2, 3, 4 и 5 статьям в рукописи относится отметка на поле: у кого в очах волосы растут.) 6) Добыти сова, да совиною желчью мазать, и сгонит. (Это лекарство от бельма.) Яйцо куричье провертети, да белок выцедить, желток оставить в скорлупе, да утерти соли самосадки, и положити в яйцо, да обмажь его глиною, и сожги на пепел, да просей ситом, и посыпли на бельмо. 7) Лебяжью желчь мазать, масло яичное жежчи же, да тот пепел мешати с пресным медом и с маслом деревянным мазати. 8) Аще у человека глаза кровавы, иссуши семя (?), смеси с тремя белками ячными, да заткни хлопьем, да прикладывай к очам. 9) Аще у человека преет, изотри сабур-траву, да ртути, да масло древеное со сцем, помажь веки, а в очи не пущай. 10) Козьи го… девать пер… истолки, смешай с медом, с пресным, впущай в очи, и будет(шь) здрав. 11) Иссуши желчь коровью, изотри и сыпли в очи. 12) Сахар леденчатый да женское молоко, у которое с чужим не бывало, или черные коровы, пущая в очи.

От обморока. Аще у кого душа займется напрасно, язык отнимется – зажечь две свечи вощаны, да погасити одна и подкурити под нос, пременяя.

От грыжи. 1) Конский мозг добро от грыжи мазати. 2) Аще у кого грыжа, и ты помажь собачьею кровью, и поможетему.

От зуда. Возьми крапивки, да соли, да яичный желток, да смешай вместе, да мажь по три дни, куда свербит.

От недержания мочи. Который человек часто с… пити кровь заячью да мясо ясти заячье.

От чахотки. Аще человек чахнет, ходячи, не оживает, ни умрет, в … день зарезати корова, да лести на локтях в брюхо до горла и минет болезнь6.

Пояс как средство от порчи. Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, аминь. Заговорю твое тело белое и закреплю крепче стали и булата, крепче меди и укладу, крепче железа немецкого, крепче тугого лука и каленой стрелы, и подпояшу своим заговорным поясом; и запру и замкну в тридевять замков и тридевять ключей, и пущу ключи в Океан-море, а взяла их щука; как щуку в море не поймать, так и тебя, раба Божия Н., не отмыкать, а кто ключи достанет, тот и отмыкнет. Аминь.

От всех колдунов и от всех заговоров и всякой порчи носят на голом теле из тонкой сетки (вязаной шарф). И при этом талисмане не может действовать никакое колдовство и никакая порча. (Простон. медицин. рук., ст. Ив. Костылева.) Можно видеть из этого, что здесь действуют тоже узлы, как о том было сказано выше.

Состав о голосу Филамента, философа Афинейского. Взять от трех колодцев или от трех разных источников воды и на то устроить место и сосуд, и окрест его поставить четыре свечи воженных, и поверх сосуда положить два ножа накрест, и тогда лити воду в сосуд, да в ту же воду положить меди тертые зазванного колокола, и глаголати молитвы сия трижды:

«Глаз грома твоего осветища, молния твоя вселенную подвиже, и трепетна бысть земля, в мори путия твои и стези твои, в водах многих и стопы твоя подвижутся, наставил есть овцы, и люди твоя рукою Моисеевою и Ааронею».

И та вода пити чрез лебяжье горло да тою же водою и окатиться. По сотворении сего глаголати подобает:

И яко потрясением поколебатися всем удом человеческим.

Из старинного рукописного сборника, полученного из с. Пингишей, Холмогорс. уез., от свящ. Колчина.

Утин прискать. Утин или спинную боль лечат преимущественно старухи следующим образом: больной лежит ниц через порог, и когда он так ляжет, лекарка-старуха кладет на спину его веник (листоватик) и ударяет по нем острием топора. После каждого удара топором больной спрашивает: «Что сечешь?» – «Утин секу!» – отвечает лекарка. «Секи крепче», – говорит больной. Это повторяется до трех раз. Веник, лежащий на спине больного утином, выносится им на улицу и бросается наотмашку7.

При родах. (Арх. губ.) К женщине, начинающей мучиться родами, призывают повивальную бабку. Деревенская повивальная бабка, как только заходит в двери к больной, говорит:

«Отпирайте, отпирайте! Отперли, отперли. Запрягайте, запрягайте! поезжайте, поезжайте! Поехали, поехали! Едут, едут!»

Это говорится для того, чтобы больная скорее разрешилась от бремени. После этого бабка осматривает больную и начинает помогать ей своими средствами.

Бабка берет квашню, замешивает в ней ржаное тесто и приговаривает: «Я тебя, квашночка, творю с вечера до утра; тако бы рабице Божией (имярек) мучиться один часок минутный». И дает больной принимать это тесто с ложки. Если приведенные слова не помогают, то бабка наливает в какой-либо сосуд воды и шепчет про себя в воду три слова:

Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа: из города Иерусалима идет Иисус Христос, Мати родила Сына, Иисуса Христа, не болевши, не стонавши, и люди не слыхавши; так бы рабице Божией (имярек) родить младенца, не стонавши, не болевши и люди не слыхавши.

И дает эту воду пить больной. Не помогают и эти слова, также в воду говорят другие:

«Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа. Стану я, рабица Божия (имярек), благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверями, из двора воротами, в чисто поле за дверями, в восточную сторону. В восточной стороне Океан-море, на Океане-море лежит бел камень, на белому камню лежит гроб Господень, у того гроба Господнего стоит Богородица с четырьмя евангелистами: Иоанн и Лука, Матвей и Марк и вся силы небесные, и отстреляйте от р. Б. Н. уроки и прикосы, и оттуда пришли и туда подите и от царя и от царицы, и от попа и от попадьи, и от мужика до женки, и от парня, и от девки простоволоски, от черноволоски и русоволоски, и красноволоски, и от двоеглазого, и от одноглазого, и от слепого, и от своей лихой думы и мысли, и от чужой думы и мысли, и раб Божий, которых слов не доумею, и те слова в число, которые слова не лишние и не нелишние, и те слова не уменьшают, и те слова ключ и замок от земли и до неба, отныне и до века, и век по веку, аминь, за аминем аминь».

Приговорить на зверя, в мырку, по правому боку провести хвойной три раза и проговорить: Слава Богу, добрым людям на похвальбу, а завистливым на завидость. (Рук. достав. крест. Леонтьевым.)

Средство к размножению пчел. Когда ударят к утрени на Велик день, быть на колокольне и после первого удара отломить кусок меди от колокола. Этот кусок меди приносят на пасеку и кладут в передовой улей8.

То же. Чтобы пчелы не отлетали и чужие не воровали. Варят дурман с тысячелистником, обрызгивают плетень, деревья, строения с целью истребить соседних пчел и отсучить своих от полета на чужой двор9.

Усыплять чужих пчел. Знахари собирают маковые головки и варят их в козьем молоке. Молоко, всосанное залетною пчелою, может приучать чужих пчел к переселению.

Соняшница – врачевание от брюшных болезней. Знахарь требует миску, в которую бы взошло три штофа воды, пеньки и кружку. Миску с водой ставит больной на живот; пеньку зажигает. Как скоро загорится пенька, он обматывает ею больную. Часто случается, что больная оттого остается обожженною в нескольких местах; раны, полученные на теле, приписывают знахари тому, что чрез обожженное этим место выходит болезнь, которая тут находилась. Пеньку после того кладет знахарь в кружку, а кружку ставит в миску. В это время начинаются наговоры, между тем как больная вопит от болезни, а окружающие считают вопль страдалицы удалением нечистой силы из больной. Прочтя наговоры, знахарь дает пить эту воду и удаляется10.

Лекарство от стени. (Изнурительная сухотка детей, детская дряхлость, Atrophia infantim.) Для этого больное дитя несут в лес, ищут раздвоенного дерева, кладут его в этот промежуток на двое или на трое суток, сорочку вешают на дерево, потом вынимают его и ходят трижды девять вокруг дерева. После того приносят домой, купают в воде, собранной из девяти рек или колодцев, обсыпают золою, собранною из семи печей, кладут на печь. Если дитя после этого засыпает, то это верный признак исцеления, а если оно кричит, то должно умереть. Часто случается, что дитя умирает в лесу, оставленное обнаженным, или испускает дыхание при обливании холодною водою.

С глазу. Берут воды не питой, не отведанной никем, вынимают из печи три уголька, достают четверговой соли, все это кладут в стакан, дуют над ним три раза, потом плюют три раза в сторону. После сего нечаянно сбрызгивают больного три раза, дают три раза хлебнуть, вытирают грудь против сердца, заставляют рубашкою обтирать лицо, а остальную воду выливают под притолоку. Некоторые к этому составу прибавляют клочок моху, вынутого из угла, другие читают над водою молитвы. Этим оканчивается лечение с глазу.

Хлебная завязка. Хлебная завязка почитается грозящим бедствием хозяину той поляны, где она будет замечена. Народ думает, что это сделано злыми людьми на сокрушение всего семейства и родни.

Для отвращения бедствия от хлебной завязки знахари велят хозяевам полей брать из хлева то место, где почивают свиньи, положить в телегу, запрячь неезженую лошадь и скакать к полю во весь скок.

Если поклажа упадет с телеги, то это недобрый признак. Приехавши в поле, надобно накрыть хлебную завязку этою поклажею, не касаясь рукою. Прикосновение рукою предвещает худой сбыт будущего хлеба. Потом должно ехать, не оглядываясь назад, иначе нечистая сила свернет на сторону голову. После этого запрягают езжалую лошадь, кладут лошадиный навоз и едут к полю. Такою поклажею обсыпают кругом всю повязку.

Зубы лечить. К числу средств в народе существует обычай лечения пальцем. При этом палец обмачивают наркотическими ядами и трут больной зуб или ловят крота, умерщвляют его указательным пальцем, без всякого орудия, приговаривая при этом следующий наговор: «Кротик ты, кротик! И пальцем своим из тебя всю кровь испускаю, и им больные зубы излечаю», причем держат этот палец на больном зубе. После чего полощут утром и вечером кислым уксусом.

Куриная слепота. Болезнь, поражающая поселян, работающих перед огнем или на солнце. Названа эта ночная слепота «куриною» будто бы от того, что ее напускают злые люди, что она соскабливается ножом, которым зарезывают старых куриц и что эту слепоту злодеи пускают по ветру, кому хотят отомстить. Органическо-динамические влияния природы, не понятные простолюдинам, производят ночную слепоту – Hemera lopiam – названной «куриною». Люди, страждущие куриною слепотою, по совету знахарей, выходят в лавку, нагибаются над дегтярною кадушкою и при этом говорят следующий наговор:

«Деготь! Деготь! Возьми от меня куриную слепоту, а мне дай светлые глазушки».

Народ думает, как говорит г. Сахаров, что деготь приходится сродни куриной слепоте и только из жалости берет к себе бродягу-слепоту под свое попечение. После сего больной должен идти на перекресток, сесть на дорогу и искать что-нибудь. Если его кто-нибудь из проходящих будет спрашивать, то он должен сказать: «Что найду, то тебе отдам», потом утирает рукою глаза и махает на проходящего. От исполнения этого обряда исчезает куринаяслепота.

Мороз. В деревнях думают, что неурожаи льна, овса и конопли происходят от мороза; мороз же олицетворяют следующим поверьем:

Старина наша сохранила понятие о баснословном происхождении мороза от злых духов. Зимою, когда установятся сильные морозы, злым духам становится тесное житье. В это время они налетают на белый свет, бегают по полям и дуют себе в кулак. От такой прогулки мороз сдавливают снегом жито, от пяток духов отдается треск, и от подутия в кулак бывает или ветер с метелью, или иней садится на дерево. Для отвращения сего зла знахари выдумали проклятие на мороз с совершением обряда.

Под Велик день поселяне, наученные знахарями, приступают к заклятию мороза. Старик семейства берет ложку овсяного киселя, влезает с ним на печь, просовывает голову в волоковое окно и там говорит: «Мороз! Мороз! Приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес, лен да канапи, в землю вколоти». Окончив эти слова, он оборачивается в избу, и старшая из женщин в доме окачивает его водою в то самое время, когда он слезает с печи. Старушки уверяют, что проклятие, высказанное стариком на лень и коноплю, замирает на его устах от воды. Мороз же, удовольствованный киселем, не убивает ни льна, ни конопли, ни овса.


Русские обычаи, наряды и прочее Русский народ Народный цветник



КОММЕНТАРИИ

1 Прилож. ко второй кн. Перм. сборн.

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же. XXXII, из рукописной рукоп. XVII столетия.

5 Там же.

6 Сахаров. Быт рус. нар. Том I.

7 Там же.

8 См. Абевега. С. 223.

9 Дон. к Суд. Д. И. I. 252.

10 Там же.